С 1 апреля 2025 года при приеме в российские школы действует обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранцев. По данным Минпросвещения, за первый месяц новых правил поступило 1762 заявления на прохождение теста, но допустили к нему только 335 семей. Документы остальных детей забраковали по формальным причинам. Как говорит в таких случаях глава ЦИК Элла Памфилова: «Вы еще молодые, у вас все впереди». Из допущенных до теста потенциальных школьников пройти его смогли только две трети. То есть около 200 человек. На всю страну. Добро пожаловать в Россию, которая борется за доступное образование на родном языке в соседних странах, но в своей собственной стране поступает ровно наоборот.
Тестирование в данном случае — только предлог. Повод лишний раз показать «понаехавшим», без всяких скидок на возраст, их реальное место в социальной иерархии новой России. Власти и помимо тестов ставят всевозможные препоны для допуска детей мигрантов к образованию (зачем оно дворнику или курьеру?). Дошло до того, что научиться писать и считать бесплатно прибывшим из соседских стран детям у нас стало почти невозможно. Есть школы при мечетях, есть платные курсы, но государство от всеобщего образования для этой группы населения практически устранилось.
Одни радуются: «Правильно, перестанут иноверцы приезжать, меньше их будет в стране. Зачем тащат сюда свои семьи?» Другие ужасаются: «Появятся дикие, несоциализированные люди, обиженные на государство и граждан. Это приведет к вражде и росту преступности».
На чьей стороне власть, легко понять, прочитав комментарии к постам спикера Госдумы, члена Совета безопасности РФ и Бюро Высшего совета ЕР Вячеслава Володина. Каждый второй полон такой националистической пропаганды, что даже цитировать их уже было бы нарушением законодательства и приличий. Но это сегодня основной единороссовский электорат. И когда в ноябре прошлого года депутаты принимали те самые поправки к закону «Об образовании», запрещающие принимать в школы без теста по русскому языку, Володин обосновывал этот тем, что