Сюжеты · Общество

«В башку давай! Давай контрольный!»

Обласканные властью староверы из приморского таежного села засняты в местном нацпарке с ружьями и убитыми зверями

15:10, 31.05.2025
Валерия Федоренко, собкор «Новой»
Фото: из личного архива староверов

Фото: из личного архива староверов

Подростки из старообрядческой общины, живущие в селе Дерсу, которое окружено территорией национального парка «Удэгейская легенда» в Приморском крае, запечатлены на фото и видео с ружьем, застреленными косулями и детенышем гималайского медведя. Причем снимали они сами себя еще летом 2021 года. Но «всплыл» семейный архив недавно. Официальных комментариев нет и едва ли появятся, ведь староверы — на особом счету у властей.

На фотографиях и видео — парни в необычных, характерных для староверов, косоворотках и с ружьями в руках. По виду мальчишки несовершеннолетние. На некоторых кадрах — очевидно, нетрезвы и общаются с помощью крепких словечек. На других — целятся друг в друга из ружей. Кто дал подросткам огнестрел и отпустил в тайгу на охоту, отдельный разговор. Но больше всего вопросов к кадрам, предположительно подтверждающим не просто браконьерство, а детское браконьерство в национальном парке.

Справка «Новой»

Староверы обособленно жили на территории современного северного Приморья до 30-х годов. Некоторые уехали сразу после революции и Гражданской войны, но окончательно община была уничтожена после антиколхозного восстания 1932 года. Советская власть подавила бунт, сотни человек попали под суд и были расстреляны, оставшиеся морем бежали сперва в Маньчжоу-го (государство в Маньчжурии, подконтрольное Японии). А в середине 50-х на кораблях Красного Креста разъехались по всему свету — многие в Латинскую Америку. Вели там сельское хозяйство, жили все так же «затворниками». А в 2009 году семьями стали возвращаться на малую родину, в Приморье. Поселились в нескольких местах — но в большинстве своем выбрали маленькое таежное село Дерсу, что в Красноармейском районе. Сейчас Дерсу, или по-старому — Лаулю, населено почти полностью старообрядцами.

Поскольку староверы — это лучшая иллюстрация успехов программы по переселению соотечественников, власти всех рангов их любят, сравнительно часто навещают, всячески содействуют их начинаниям. И, видимо, многое спускают с рук. Упростили процедуру получения гражданства — теперь им не нужно подтверждать владение русским языком, знание истории и законов России, требуется только письменное ходатайство митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви начальнику территориального органа МВД.

Дали сотни гектаров земли, помогли взять в лизинг технику и войти в разные госпрограммы поддержки.

Важно знать, что село Дерсу находится на территории национального парка «Удэгейская легенда». Это особо охраняемая природная территория федерального значения с очень строгими правилами. Охота здесь категорически запрещена, в том числе и людям, живущим в селах вблизи территории нацпарка.

Судя по тайм-кодам, как минимум трижды молодой член общины староверов стрелял самок косуль — 28 июня, 14 июля и 4 августа 2021 года (в это время охота на них на территории всего края закрыта, косули растят малышей).

Стрелок позирует около убитого животного и даже взваливает окровавленную тушу на плечи.

Фото: из личного архива староверов

«Разорвало копец, блин. Дырка какая, — комментирует оператор за кадром, показывая освежеванную косулю. — Ногу оторвало же».

Еще на одной фотографии — 6 августа — тот же «охотник» позирует с застреленным годовалым детенышем гималайского медведя. Особо охраняемый вид на территории нацпарка, кстати. На видео подростку с ружьем твердят, чтобы добил зверя контрольным выстрелом. Он колеблется — патронов не хватает.

«В башку давай! Давай контрольный».

«Он дышит, ушами шевелит!» — отвечает парень, не стреляя.

«Сирян, давай контрольный жахнем? А если развернется обратно? <…> Сколько патронов?»

«Я по приколу зарядил», — оправдывается мальчик, говоря, что в запасе патронов нет.

К зверю подходят, тыкают его издали стволом ружья. И убедившись, что он точно мертв, поворачивают камеру, показывая, где стоит машина (из-за густой растительности ее не видно).

Фото: из личного архива староверов

«Кидай быстрее, к старшим загрузим!» — командует один из ребят. И через три минуты мертвого мишку берут за ухо и скидывают с косогора. Чтобы туша бодрее катилась, пинают ногой. А внизу медведя с окровавленным треугольником на груди уже встречают «старшие» на белом джипе.

Рассказывают, кстати, что медвежатину староверы не едят (вообще-то мясо съедобно, но им по религии нельзя употреблять в пищу зайца, волка, лошадь, медведя и некоторых других животных). 

Так что в этом случае убивают, скорее, или из развлечения, или из выгоды — на продажу. Дериваты особо ценят китайцы, шкурами же многие считают за шик украсить интерьер.

Недавно часть видеокадров, хоть и с замазанными лицами, появилась в одном из крупных телеграм-каналов Приморья. Правоохранительные органы (которые обычно такие вещи не пропускают) и представители правительства на информацию не реагируют. Говорят, подобные проблемы со староверами — не редкость. И вот вопрос: что окажется сильнее — федеральные антибраконьерские законы вкупе с однозначными доказательствами вины, или пропагандистская надобность рассказывать о возвращении в Россию?

Приморье