Комментарий · Культура

Кукольный дом, в котором живут Чехов и Вуди Аллен

Среди главных претендентов на «Золотую пальму» «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Четыре года назад Триер привез в Канны романтическую прозрачную драму «Худший человек на свете» о рефлексиях и трудном взрослении благополучной студентки Юлии. За эту роль Рената Реинсве была удостоена награды за лучшую женскую роль.

История нынешней семейной драмы разворачивается в старинном деревянном доме с резными наличниками в Осло — хранилище воспоминаний и боли, исчезнувших теней, детского топота, звона разбитой посуды, признаний в любви и нелюбви. Даже название фильма Триер «пишет» поверх трещины на стене дома.

Реинсве играет театральную актрису Нору. Мы встречаемся с героиней перед выходом на сцену, когда она находится в состоянии панической атаки — ее парализует страх сцены. И вот уже звучат на сцене жуткие аккорды из «Сияния», а она бежит в противоположную сторону: она не помнит роль!

Нора бросается на своего женатого любовника Якоба, требуя, чтобы он ее трахнул, нет — дал пощечину! Рвет застежку платья. Отказывается играть. И… выходит на сцену, чтобы блистательно сыграть Нору в «Кукольном доме» — пьесе Ибсена о крахе семьи и самопознании женщины.

Когда-то отец Норы и ее сестры Агнес (совершенно прекрасная Инга Ибсдоттер Лиллеаас) Густав Борг — знаменитый актер и режиссер (Стеллан Скарсгард) — оставил их с мамой после череды скандалов. Недавно их мать умерла. И стареющий эгоистичный отец Борг возвращается в опустевший дом, чтобы предложить Норе роль. Он написал очень личный сценарий, в котором и история семьи, и роль, вобравшая судьбы женщин дома, но прежде всего его матери, покончившей собой из-за ПТСР, приобретенного после пыток нацистов.

После категоричного отказа Норы, он предлагает роль голливудской звезде Рэйчел Кемп (Эль Фаннинг), которая влюбляется в его дарование. Потом она влюбится и в роль, с головой (буквально) в нее окунется и даже будет готова финансировать картину.

А дальше вместо истории кино про кино, в которой комедия перемежается с драмой, мы увидим тонким пером прописанную психологическую вязь взаимоотношений.

Стеллан Скарсгард, Рената Рейнсве, Эль Фаннинг, Андерс Даниэльсен Ли, Йоахим Триер, Инга Ибсдоттер Лиллеас в Каннах 22 мая 2025 года. Фото: Marechal Aurore / ABACA

Стеллан Скарсгард, Рената Рейнсве, Эль Фаннинг, Андерс Даниэльсен Ли, Йоахим Триер, Инга Ибсдоттер Лиллеас в Каннах 22 мая 2025 года. Фото: Marechal Aurore / ABACA

Норе самой себе трудно признаться в ревности: к Боргу? Роли? Дому?

Рэйчел, уставшая от одинаковых ролей, мечтает о профессиональном вызове и смене имиджа. Блондинка меняет цвет волос на темно-каштановый, пытается имитировать норвежский акцент и репетирует в их доме чужую роль — роль, предназначенную для Норы. Фаннинг ломает стереотип звезды, за экзальтированностью и наивностью вдруг просматриваются сомнения, чуткость и проницательность.

Здесь нет второстепенных ролей. Младшая сестра Агнес, которую Нора опекала в их непростом детстве, теперь ее незримо опекает ее. В отличие от Норы, она создала семью. 

Но еще Агнес — профессиональный историк, которая перелистывает в архиве страницы дела ее бабушки с описанием пыток. Именно она, скромная тихая Агнес, становится ангелом-хранителем семьи.

«Ценности» из названия фильма вспоминаются, когда сестры разбирают семейный хлам в поисках дорогих для себя вещей, которые захотят сохранить перед возможной продажей дома. Вот эту вазу, например, которую Нора забирает из рук Агнес, а потом нелепо сбегает с ней через черный ход, чтобы не встретить отца.

Но сентиментальные ценности — их спрятанные в подкладку отношений внутренние связи, которые и держат их на плаву.

От Скарсгарда не оторваться. Он дарит герою свой природной магнетизм, самоиронию, усталость от бессмысленного существования в киноиндустрии. У Густава Борга больное сердце, и он запивает таблетки шампанским. Самодостаточный циник — внутри такой же уязвимый, подраненный травмами и неуверенностью в себе, как и его дочери. Он стесняется своей слабости и старости, которую наблюдает у сверстников.

Впрочем, сердце фильма, его живой пульс — Реинсве. Ее Нора — запутанный клубок противоречий из таланта, самоедства и неудовлетворенности. Но прежде всего — непреодолимого, неисправимого одиночества, ведущего прямой дорогой к депрессии, в которую она медленно погружается. И возможно, фильм — гипотетический фильм отца, этот сценарий, эта роль, впитавшая все кровные связи, даст надежду на исцеление.

Впрочем, в «Сентиментальных ценностях» нет никакой дидактики, стандартных ходов, связывающих напрямую будущий фильм и реальность. Это кружевное, тактильное, сложно устроенное, вдумчивое кино, в котором меланхолия дружит с иронией. К примеру, «добрый дедушка» Борг приносит на день рождения своему маленькому внуку (которого тоже планирует задействовать в «семейной кинодраме») подарок: новые DVD с такими «детскими» фильмами, как «Пианистка» и «Необратимость» Гаспара Ноэ.

Здесь все на нюансах, полутонах, внимании к деталям. И нерешаемых вопросах. Например, таком: искусство помогает переработать травмы или актерство способно окончательно разрушить хрупкую психику?

Согласованный сплав Чехова, Бергмана, Ибсена и… Вуди Аллена, из его фильма «Другая женщина» есть даже цитата: маленькие сестры подслушивают сеансы психотерапии, мама-психолог проводит их с пациентками.

После титров на премьерном показе фильм был удостоен рекордных по длительности аплодисментов.

P.S.

Когда я смотрела на совершенно блистательную, неотразимую Эль Фаннинг в серебряном инкрустированном платье бренда Sabina Bilenko на красной дорожке, думала о том, насколько же Триер в своем кино косплеит реальность. Вот сейчас американская звезда представляет норвежский фильм, в котором играет американскую звезду, снимающуюся в норвежском кино вымышленного режиссера Густава Борга. Практически в том же серебряном платье.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.