Придется вывалиться из зоны комфорта
— Начнем с вашего восьмого балета, посвященного Анне Павловой. Что вас привлекло в этой истории?
— Я влетел в последний вагон. Вроде уже зарекся работать с балетом — накопилась усталость. Но вот делают предложение, от которого невозможно отказаться.
Позвонил продюсер Юра Баранов, с которым мы много работали, относительно недавно с его продюсерской компанией сделали балет «Габриэль Шанель». Есть, говорит, идея сделать вечер одноактных балетов со связующей темой. Для «Ахматовой» хореограф Юра Посохов уже выбрал квинтет Сезара Франка.
Второй балет ставит молодой хореограф Паша Глухов, а музыку предлагают написать мне. Во-первых, имя и история выдающейся танцовщицы Павловой. Во-вторых, новый хореограф, с которым я еще не работал. Значит, придется вывалиться из зоны комфорта, потому что я избалован Посоховым, с которым мы сделали уже семь балетов. Мы — на одной волне, понимаю его с полуслова. А здесь молодой, стремительно набирающий популярность энергичный хореограф, работ которого я еще не видел.
Необычный состав инструментов — наконец-то это не оркестр. У меня уже давно зрело желание вернуться в камерную музыку. Не работал я до этого и с Феликсом Михайловым: самобытный режиссер и шоумен обещал сделать интересное шоу, балет-кабаре.
— Чем отличается принципиально этот балет от «Габриэль Шанель»?
— Прежде всего — режиссурой. Алексей Франдетти придумал форму спектакля: несуществующий дневник Коко Шанель, фиксирующий краеугольные события биографии королевы моды. Балет ставили специально для Светланы Захаровой. Здесь мы ни в коем случае не пытались перетанцевать Павлову. Это глупо и бессмысленно.
Но, как и в «Нурееве», мне было интереснее показать изнанку балета, его закулисье. Подойти к известному человеку совершенно с другой — не показательной — стороны. Мужчины в ее жизни играли очень значимую роль. Это были гении своего времени. С одними ее связывали романтические чувства, с другими — профессиональные, дружеские. Были учителя, выдающиеся балетмейстеры, как Фокин, или гениальные импресарио, как Дягилев. Была любовь всей жизни — барон Дандре, их любовь — трагичная и счастливая. И в итоге сквозь все испытания, препоны, житейские сложности они прошли вместе.