Тренера хоккейного СКА Романа Ротенберга спрашивают, почему у его команды в этом году дырявая защита. «Мы победили фашистов в Великой Отечественной войне. Это важнее, чем количество пропущенных шайб», — отвечает Ротенберг.
При всей анекдотичности этого диалога Ротенберг транслирует — пусть в несколько концентрированном виде, но тем нагляднее — дух времени. Великая Отечественная продолжается (точнее, конечно, как бы продолжается). И не только в зоне боевых действий, но и в самой вроде бы мирной повседневности — на афишах спортивных состязаний, в анонсах культурных мероприятий и студенческих олимпиад. И каждая локальная победа «присоединяется» в рамках этого мифа к той самой Победе.
Несколько лет назад историк философии Алексей Каменских при обсуждении событий 2014 года в Донбассе предложил термин «замещающая историческая аналогия» — то есть аналогия, работающая в массовом сознании вместо реального события. Такой замещающей аналогией для российской пропаганды стала Великая Отечественная.
С тех пор этот язык постоянно захватывал всё новые территории. В результате сейчас через призму той войны в публичном пространстве может описываться не только украинская кампания, но буквально что угодно.