Когда мы говорим о лоббизме в интересах отраслей бизнеса, мы в первую очередь подразумеваем законодательные изменения, направленные на:
- послабления ведения бизнеса (например, снижение налогов и таможенных пошлин),
- увеличение бюджетных дотаций в отрасль,
- помощь в реализации инвестиционных и иных проектов и программ,
- расширение рынков сбыта товаров и услуг.
Однако зачастую продвижение интересов может быть не таким явным. Иногда бизнес может выигрывать от законопроектов, которые напрямую не касаются правового положения той или иной финансово-промышленной группы либо отрасли. В таких инициативах сложно найти откровенный лоббизм, поскольку изначально их вносят, чтобы решить какую-то социальную проблему. Например, чтобы на рынке было меньше контрафактного, то есть некачественного, и иногда даже опасного товара, который могли бы приобрести, допустим, несовершеннолетние.
Именно так (через решение социальных проблем и защиту населения) и может происходить отстаивание табачными компаниями своих интересов в Госдуме нынешнего созыва.
Этот прием отличается от прямого лоббизма в лоб, который пытались практиковать депутаты прежде. Например, в седьмом созыве Госдумы депутат Сергей Боярский единолично внес законопроект об отмене запрета на места для курения в аэропортах. Законопроект о либерализации антитабачного закона был выгоден табачным компаниям. А сам депутат имел связи с отраслью: его отец, Михаил Боярский, в 2013 году стал лидером Движения за права курильщиков и занимал в нем должность сопредседателя.