Комментарий · Культура

Санта Лючия

На экраны выходит фильм «Горная невеста», завоевавший Гран-при Венецианского кинофестиваля

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «Горная невеста»

Кадр из фильма «Горная невеста»

Горячее молоко по утрам детям, степенный, суровый, отлаженный уклад семейного сумрачного дома учителя. Ослепительные горные пейзажи вокруг затерянной в Альпах итальянской деревни. Здесь всё и все буквально укутаны снегом.

1944-й. Гром войны не достигает этого ледяного царства. И деревня Вермильо по-прежнему живет в своем отдельном мире неизменных ритуалов, традиций. Перед Рождеством по улицам Вермильо, как всегда, на своем ослике проедет святая Лючия и раздаст детям нехитрые подарки. В будни Лючия (Мартина Скринци) — старшая дочь строгого деревенского учителя. Семья их живет трудно, едва сводя концы с концами. Недавно умер маленький брат Лючии, которого не сумели вылечить. Учитель решает, кого из трех дочерей отправить в школу, денег хватит на обучение только одной. С деньгами вообще туго: едва хватает на еду. Приходится делать ежедневный выбор: духовная пища или еда. Учитель, помимо истории, помогает детям услышать в минорных ноктюрнах Шопена, циклах Шуберта или «Временах года» Вивальди, как жарко пастуху на склоне горы в полдень, как горлица перещебетывается со щеглом, «увидеть-рассмотреть» все четыре времени года.

При этом самому образованному и строгому учителю не достает душевной тонкости, которой обладают его дочери или неспособный к учебе сын. 

Кадр из фильма «Горная невеста»

Кадр из фильма «Горная невеста»

Но однажды из снежного леса выйдут два дезертира — Аттилио (Сантьяго Фондевила), сын деревни, и Пьетро (Джузеппе Де Доменико), чужестранец, пришелец из Сицилии. Знакомство с Лючией перерастет в роман, роман — в брак. А потом случится долгожданный мир. И принесет одним счастье, возвращение сыновей домой, другим — беду. Пьетро придется уехать на родину, сообщить матери, что он жив. А для Лючии начнутся трудные времена.

Вторая полнометражная работа итальянского режиссера Мауры Дельперо (ее дебют «Материнский инстинкт» рассказывал о совсем юных мамах, живущих в религиозном приюте Буэнос-Айреса) вся построена на оппозициях: мир — война, свет — мрак, материальное — духовное. Ее новый фильм сравнивают с работами Аличе Рорвахер. Но если Рорвахер предпочитает магический реализм, вкрапления в обычную жизнь видимых и невидимых чудес, то

Дельперо насыщает реализм романтикой, соединяет грубую действительность (смерть ребенка, диктат учителя в его доме) с опоэтизированной любовной историей, оборванной вполне прозаически.

Кадр из фильма «Горная невеста»

В своей простой истории она не боится сложных вопросов и дилемм. На беглеца-дезертира Пьетро в деревне многие смотрят косо, у них дети тоже воюют. В местной таверне разгорается диспут. «Только трусы бегут от войны, — считают одни, — сопляки, прячутся за юбки мамы». «Вот бы все были трусами — тогда бы вообще не было войн», — парируют другие. Но, похоже, от войны, даже далекой, устали все. И Пьетро, неграмотный поэт, описывает состояние солдата: как будто ты жив… но не совсем. Его ближайший друг Чиро, выборочно расстрелянный в плену, упал рядом с ним. Его рука коснулась ботинка Пьетро, который успел зажмуриться. Но все видел с закрытыми от ужаса глазами. Сейчас Пьетро в классе для взрослых учится писать. Ему это жизненно необходимо, чтобы написать любовное признание Лючии. Для постановщицы и по совместительству автора сценария Мауры Дельперо история, рассказанная в картине, имеет особенное значение. «Этот фильм — проявление любви к моему отцу, его семье и их маленькому, затерянному в горах городку. Личная история, в которой выказана дань уважения коллективной памяти».

Кадр из фильма «Горная невеста»

Фильм сравнивают и с «Маленькими женщинами» Греты Гервиг. Это тоже роман взросления. Три дочери учителя — три модели судьбы, три способа взять ответственность за свою жизнь в патриархальном социуме. Младшая — самая талантливая, схватывающая на лету знания о музыке, литературе. Ей и посчастливится продлить образование. Средняя, Ада, упорно учится, но знания ей даются с трудом. И отец оставит ее, разрешив уйти в монастырь. Старшая, Лючия, посмеет связать свою жизнь с дезертиром. Любить без оглядки… и будет ждать его писем после отъезда.

Главное достоинство этой размеренной, даже несколько затянутой картины — изображение, тщательно и продуманно вписанное в драматургию. В холодноватой серо-белой гамме — сдержанные по цвету тона и много-много снега.

Кадр из фильма «Горная невеста»

Кажется, что захватывающие горные пейзажи, заснеженные леса и просыпающаяся весной природа (в такт с темами Вивальди) — сама существует в конфликте с войной. Отвечает за это изобретательное головокружение оператор Михаил Кричман, который на протяжении многих лет работал с Андреем Звягинцевым. Он мастерски «управляет» светом. Темные живописные кадры семейных сцен внутри дома с давящими стенами — словно потемневшая от времени живопись. Они контрастируют с сиянием горных вершин.

Крупные планы в дрожащих отсветах пламени костра на снегу или свечей — запоминающиеся портреты. Самый поразительный кадр — молитва Ады: в одном кадре темень и свет. Как и в самой истории, столкновение живых страстей и боли людей с величественным безразличием гор и очень далекого зимнего солнца.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.