— Как тебе эта весна?
— Это моя первая весна в Армении. Два предыдущих года весной я был в Индии.
— Я правильно понимаю: впервые ты открыл для себя Армению три года назад?
— Нет. Армения в моей жизни всегда была, потому что я наполовину армянин, а наполовину еврей. Смотри, какая картина получается: я наполовину армянин, наполовину еврей, родился в Краснодарском крае, жил в Петербурге, работал в Киеве и Москве, в 2022 году уехал из России, живу и работаю в Ереване. Мне все сложнее сказать что-то про свою идентичность. Про то, кто я.
Моя мама — армянка. Мы с ней, с моими армянскими бабушкой и дедушкой какое-то время жили в Краснодарском крае в селе Илларионовка Адлерского района. Армяне там говорили на западноармянском языке, это одна из двух современных разновидностей армянского языка. Все свои летние каникулы я проводил в Илларионовке. Мой великий дед — Сандрик Тигранович Агопян — вписал это село в свидетельство о моем рождении. Какое-то время я стеснялся этого: я все-таки мальчик из Петербурга, в который меня перевезли родители, когда мне еще года не было. Но потом мне начало нравиться, что я из Илларионовки. Это важный для меня топоним, я даже в резюме начал Илларионовку упоминать.
— Почему ты называешь своего деда великим?
— Несмотря на то что он всю жизнь проработал шофером, мой дед был одним из самых свободных людей, которых я знал. Самостоятельно, в свободное от работы время, он изучал астрономию и стоматологию. Можно сказать, стал стоматологом: всем страждущим в Илларионовке зубы поудалял.
— И как тебе пришло в голову поступать Петербургскую академию театрального искусства и изучать там режиссуру эстрады и музыкального театра?
— Интерес к театру у меня возник в студии при «Театре за Черной речкой». Я попал туда в 15 лет, меня папа отвел — он увидел, что я стал раздолбаем, и решил, что нужно куда-то перенаправить мою энергию. Желание искать и находить приключения было у меня всегда. А театр — лучшее место для этого, потому что дает возможность получить и пережить любой трансцендентный опыт.
Я абсолютно случайно выбрал отделение режиссуры эстрады и музыкального театра, потому что проходил по баллам и туда, и на актерский курс, который набирал Владимир Рецептер. Мне кажется, и христианские, и иудейские боги одновременно что-то сделали тогда для того, чтобы я не пошел на актерский: актером я был бы очень посредственным.