Говорят, из классных спортсменов отличные наставники получаются редко. Но счастливые исключения бывают. Зинэтула Хайдярович именно такой. Восхитительно уникальный. Во всех смыслах. Болельщики любили (а соперники уважали) и Билялетдинова-игрока, и Билялетдинова-тренера. Цепкий и жесткий защитник (6-кратный чемпион мира, олимпийский чемпион-1984 и обладатель Кубка Канады-1981) на ледовой площадке не давал спуску нападающим и отбирал у них шайбочку на раз-два, да и сам умел филигранно пасовать и нередко огорчал вратарей резкими бросками. А на мостике капитанском седовласый ментор придумывал и расчерчивал свои схемы так, что его подопечным оставалось только выполнить задуманный им план. Он красиво позолотил и «Динамо», и «Ак Барс», и сборную России. К юбилею хоккейных дел мастера, которого считают лучшим отечественным тренером в XXI веке, «Новая» выбрала семь любопытных фактов его биографии.
- Наверное, нет журналистов, которые не ошибались в написании имени и отчества Билялетдинова. Да и как правильно по-настоящему? Сколько справочников — столько и вариантов. К примеру, в динамовской энциклопедии он — Зинатула Хайдарович. Встречаются в сборниках и версии с двумя буквами «л»: Зинатулла и Зинетулла. И даже с двумя «н». Натыкался я и на Зентулу Белялетдинова… Сам юбиляр просит не заморачиваться, так как ему, в сущности, без разницы. Но говорит, что правильно: Зинэтула Хайдярович, потому что так пропечатано в паспорте.
В общем, нет ничего удивительного в том, что хоккеиста в какой-то момент окрестили… Сашей. В одном из интервью Билялетдинов рассказал, как его редкое имя, связанное с добром и солнцем, «упростили»: «По-моему, это произошло еще до того, как я начал карьеру игрока. Родителей об этом не спрашивал, но, думаю, все сложилось следующим образом. Папа и мама приехали в Москву. Оба — из деревень. Встретились, женились, родился я. Назвали меня, естественно, на татарский манер. Но в дворе-то, где почти все русские ребята, сложно было общаться. Вот я и стал Сашей. Так звал отец, а мама, кстати, редко обращалась ко мне по имени. Называла, как принято в татарских семьях, — улым, что в переводе означает сынок».
- «Сынок» попал в большой хоккей очень поздно. Старшеклассник, выступавший за команду ЖЭКа, созданную экс-футболистом киевского «Динамо» Аркадием Ларионовым, после турнира на призы «Золотой шайбы» приглянулся Станиславу Петухову и Александру Квасникову из школы столичного «Динамо».
Но первая попытка сдать вступительный экзамен не удалась. Потому что талантливый мальчишка, придя на тренировку в великий клуб, очень растерялся, смутился и ушел домой. Но через год Станислав Афанасьевич снова привел скромнягу на просмотр.
Так в 15 лет (!) он и оказался в секции бело-голубых. Из воспоминаний Виталия Давыдова: «Зинэтула учился то ли на токаря-лекальщика, то ли на строгальщика, а параллельно занимался у Петухова. И вот Станислав мне говорит: «Семеныч, есть у меня пацан замечательный. Рыжий татарин. Катается неважно, но злой. Посмотрели его на сборах… Главный — Аркадий Чернышев — даже наорал на меня: «Кого ты привел? Гони его в шею!» Но я убедил его, что молодого надо подкормить и дать освоиться…» Так худенький, но жилистый Билялетдинов, вкалывавший с утра до вечера, и пропишется со временем в команде мастеров. Причем сначала подросток играл в нападении, но один из защитников получил травму, и Петухов решил попробовать Сашку в обороне. И угадал на сто процентов: трудолюбивый и дисциплинированный Билялетдинов мощно прибавил в катании и стал одним из лучших игроков страны в своем амплуа: по части выбора позиции и отбора шайбы, четких силовых приемов и блокированию бросков равных ему было мало.
- В первой команде «Динамо» юнец дебютирует в 18 лет в поединке против СКА в Ленинграде. Новичок заслужит доверие партнеров и быстро превратится в одного из лидеров клуба. Защитник Михаил Татаринов охарактеризовал Сашу так: «Силищей он обладал несусветной. Не пил и не курил. В раздевалке было сразу понятно, где его место. Все убрано и чисто. Тютелька в тютельку. Шнурочки и конечки разложены идеально». А на льду Билялетдинов раскладывал и припечатывал к бортам даже армейских звезд — Михайлова, Петрова и Харламова, перед которыми никакого страха не испытывал. Ну а великолепную связку Билялетдинов — Первухин болельщики вспоминают с теплотой до сих пор. Всего же в составе «Динамо» Саша-Зинэтула проведет за 15 лет 588 матчей в первенстве Советского Союза и забросит 63 шайбы. А еще 88 раз товарищи забьют с его передач. Он — семикратный серебряный и шестикратный бронзовый призер чемпионата страны, а также обладатель Кубка СССР-1976. Между прочим, именно его точный бросок в решающей встрече с ЦСКА и принесет динамовцам заветный трофей.
- Золото же Билялетдинов добудет в сборной СССР, в которой он попробует свои силы в 21 год еще при Борисе Кулагине. Но его первый международный турнир — чемпионат мира-1978 в Праге. Национальной дружине, которую возглавил Виктор Тихонов, удалось тогда сбросить с трона чехословаков, торжествовавших до этого два раза подряд. Зинэтула отметится одним результативным пасом и наберет больше всех штрафных минут. Однако с того момента его место и статус в той самой «Красной машине» не будут подвергаться сомнениям две пятилетки.
Шесть раз он побеждал на мировых форумах и выиграл Олимпиаду в Сараево. И трижды участвовал в одном из самых престижных слетов того времени — Кубке Канады. И в 1981-м поднял этот приз над головой (в полуфинале с чехословаками Сергей Шепелев откроет счет с передачи Билялетдинова, а в финале СССР разгромит «Кленовые листья» с Уэйном Гретцки 8:1). Кстати, легендарный Владислав Третьяк часто подчеркивал, что спокойнее всего ему было тогда, когда на льду находилась пара защитников Билялетдинов — Первухин.
Статистика Зинэтулы в сборной такова: 253 матча — 21 заброшенная шайба. Тем не менее от Игр в Калгари-88 33-летнего динамовца внезапно отцепили. И Билялетдинов до сих пор не знает почему: «Могу только гадать… Вечером я еще числился в составе, а утром следующего дня уже нет…»