К концу третьего года СВО взаимные удары сторон следуют ежедневно. Чтобы подсчитать количество атак, мы пользовались исключительно официальными сводками Минобороны РФ — иное запрещено законами российской цензуры. Ведомство регулярно, а то и по нескольку раз в день отчитывается о сбитых в РФ украинских беспилотниках. С начала года и до начала февраля, когда готовился этот материал, таковых мы насчитали более 1200. Их фиксировали в самых разных регионах — от граничащих с Украиной Курской и Белгородской областей до весьма далекой от нее Мурманской. В иные дни число БПЛА переваливало за сотню (24 и 29 января — 118 и 124 беспилотника соответственно). Об ущербе, нанесенном атаками, ведомство заявило лишь однажды — 13 января, когда было повреждено здание и оборудование газоизмерительной станции в Краснодарском крае, обеспечивающей подачу газа по трубопроводу «Турецкий поток».
Сведения о пострадавших людях и объектах публикуют в своих официальных пабликах, а также сообщают журналистам главы регионов. Мы дополнили материал этими данными. Сообщения украинской стороны о последствиях «прилетов» мы не вправе цитировать из-за ныне действующего в РФ законодательства.
Об ударах по Украине Минобороны заявляет ежедневно. И всегда использует впечатляющие цифры: удары, согласно этим сводкам, наносятся в сутки то по 132, то по 146 районам и даже больше. При этом всего в Украине на 2020 год насчитывалось 119 районов — если считать в границах, которые признает РФ. На сегодня под ее контролем их меньше (по версии провластной энциклопедии «Рувики» — всего 100). Возможно, Минобороны имеет в виду какое-то иное деление.
Ежедневные удары наносят по Сумской области. О них сообщают особые сводки, посвященные курскому направлению. Они неизменно начинаются словами: «ВС РФ продолжают разгром формирований ВСУ на территории Курской области».
В сообщениях российского военного ведомства всегда подчеркивается, что бьют исключительно по военным целям: «инфраструктуре военных аэродромов, цеху производства и сборки беспилотных летательных аппаратов, а также скоплениям живой силы и техники». Как мы помним, несогласие с этой версией уголовно наказуемо. Но сколько же этих военных целей в Украине, по версии Минобороны РФ, спустя 24 месяца противостояния такой интенсивности?