На входе в семейную винодельню «Аратти» в поселке Витязево стоит человек в камуфляжной форме. Можно подумать, что за воротами находится военный объект, а не центр спасения птиц, пострадавших от разлива мазута. В середине декабря пройти сюда можно было спокойно, а теперь, увидев камеру, к нам бегут сотрудник охотнадзора и координатор в жилетке «Добро.РФ» — требуют официального разрешения на съемку.
Рядом прогуливаются сотрудники «Кубань-СПАСа» — позже волонтеры расскажут, что спасатели развернули здесь базу, но в помощи птицам они не участвуют. «Сплошные начальники кругом, — говорит одна из волонтерок. — На Парковую вас точно не пустят, там госветы (государственная ветеринарная служба. — Ред.) сидят». На улице Парковой в Витязеве находится птичий морг. Отмытые пернатые стали массово гибнуть, поэтому в центрах спасения их контакты с посторонними людьми сокращают для «снижения рисков передачи инфекций».
В добровольческом штабе «Шлагбаум» у Бугазской косы нам тоже отказывают в комментариях, ссылаясь на приказ сверху. Руководитель штаба Станислав прямо говорит: «Вы же не «Россия 24». Надо вас проверить, согласовать, потерпите несколько дней». Такая же атмосфера стоит в штабе МЧС и «Кубань-СПАСа» в станице Благовещенской. «Мы бы многое хотели сказать, но не можем», — делится один из сотрудников МЧС.