Старое и новое
В настоящее время по российским дорогам ездит 55 миллионов автомобилей, из них 39 миллионов 800 тысяч — старше 10 лет. Для обновления парка необходимо ежегодно продавать по 3 000 000 новых автомобилей в течение тоже 10 лет
Впрочем, старение автомобильного парка в РФ — это история, скажем так, прогрессирующая: если в 2014 году доля «легковых автомобилей старше 10 лет» на российском рынке не достигала 50%, то в 2024 году эта доля превысила 72%. Схожая картина и по малотоннажным грузовикам (LCV): в 2015 году их устаревшая доля на российском рынке составляла 59%, в 2024-м — 76%.
Отметим, что в 2008 году, на пике нефтегазового могущества РФ, когда хозяева «Газпрома» рассуждали о триллионной капитализации своей компании, а российская экономика демонстрировала чудеса роста, компания PWC прогнозировала ежегодные продажи в России 3,5 млн новых автомобилей, что делало отечественный авторынок первым в Европе. И действительно, в тот год в РФ было продано 2,76 млн автомобилей, при этом из них три четверти были иностранного производства.
Но в 2008 году курс рубля упал вместе с ценами на нефть, и уже в 2009 году объем продаж на российском рынке сократился вдвое. А вот соотношение брендов иностранных и российских автомобилей в продажах сохранилось — иномарки заняли три четверти российского рынка новых автомобилей, а в 2012 году их доля выросла даже до 80% из общего рекордного объема продаж в 2 миллиона 940 тысяч новых авто.
Дальше объемы продаж новых автомобилей начали плавно снижаться, а в 2015 году случился новый, почти двукратный обвал рынка по отношению к продажам 2012 года, и так и не восстановился до прежнего уровня — продажи автомобилей в лучшем случае приближались к 2 миллионам, но этого было недостаточно, чтобы обновлять автопарк. В 2021 году было продано 1,7 млн новых автомобилей, а в 2022-м рынок сократился на миллион — зато из 700 тысяч новых машин, проданных в 2022 году, 40% пришлось на «АвтоВАЗ» — что позволило начальству говорить о грядущем триумфе отечественного автопрома, освобожденного от конкуренции с иностранными автопроизводителями.
Действительно, в 2024 году рынок новых автомобилей в РФ восстановился до уровня 2021 года, было продано почти 1,7 млн новых автомобилей (легковых и малотоннажных грузовиков), но только 37% из них были российскими, а 57% рынка заняли китайские машины (остальное пришлось на «параллельный импорт»). Лидером продаж среди брендов оказалась LADA — под этим брендом было реализовано почти 450 тысяч машин, но оставшиеся миллион и двести тысяч — это Китай. И ни о каком радикальном обновлении автопарка в этой ситуации не может быть и речи.