Последствия крушения судов действительно масштабны:
- Мазутное загрязнение затронуло Краснодарский край, Крым и Одесскую область. А судя по заявлениям российских чиновников в Запорожской области, проникло и в Азовское море.
- С большой вероятностью, по мнению экспертов, курортного сезона в Анапе и ее окрестностях в 2025 году может и не быть. Более того, по мнению ряда экологов, побережье может оставаться опасным для здоровья людей на протяжении 10 лет.
- Из-за интоксикации мазутом погибли тысячи птиц. Обнаружено как минимум 60 погибших дельфинов.
- При этом ущерб своему здоровью получают и волонтеры: врачи фиксируют у них отравления парами мазута. Эти пары также способны вызывать болезни дыхательной системы и являются триггерами онкозаболеваний.
- Ущерб от аварии, по самым скромным оценкам, составляет 33 млрд рублей.
При всей серьезности последствий, обстоятельства крушения танкеров до сих пор не раскрыты и вызывают множество вопросов. Например, почему суда не ушли в укрытие, когда начался шторм? Были ли они вообще пригодны для работы в море? Почему в рамках уголовных дел, возбужденных после аварии, задержаны только капитаны танкеров, а были ли опрошены владельцы судов и представители «Роснефти», чей груз был на бортах?
Ответы на все эти вопросы сводятся к событиям 2 сентября 2022 года, когда лидеры государств G7 договорились ограничить цены на российскую нефть и нефтепродукты 60 долларами за баррель. Реакцией Москвы стало создание иной экспортной схемы, существование которой сегодня не отрицают и российские системообразующие СМИ.
И само крушение танкеров в Керченском проливе, и наблюдаемые правовые последствия в логику работы этой схемы вписываются.
Как все устроено
В декабре 2022 года, после того как санкционный «потолок» цен на российскую нефть вступил в силу, Financial Times сообщила о необычной активности на рынке танкеров. Новые, зачастую анонимные покупатели стали массово предлагать хорошие деньги за подержанные суда. Покупали даже те, которые отслужили по 15 лет и находились не в лучшем техническом состоянии, — цены на них взлетели с 12 до 22 млн долларов.
В феврале 2023 года Bloomberg опубликовал статью, в которой говорилось, что Россия будто бы собрала около 600 танкеров, готовых перевозить нефтепродукты. А к моменту аварии в Керченском проливе их количество достигло 850. Это, для понимания, порядка 10% танкеров в мире.
Эти суда регистрируются в государствах, где нет жестких правил судоходства.