Отшумит век, уснет культура, переродится народ…
О. Мандельштам. «О природе слова»
Ты напрасно Моцарта любил…
О. Мандельштам. «Ламарк»
И в распухнувшее тело
Раки черные впились…
А. Пушкин. «Утопленник»
1
Когда-то, в 1921 году, в статье «Слово и культура» Мандельштам с надеждой писал о том, что революция раскрепостила культуру и напросилась ей в дочери, что революционное государство сделало культуру своей религией, своей церковью и своей советницей. После чего слово стало плотью и хлебом, мир разделился на врагов и на друзей слова, а государство осознало свой глубочайший культурный голод. «Нужно рассыпать пшеницу по эфиру», — отвечал на это Мандельштам, после чего (уже в 1927 году) добавил: «Классическая поэзия — поэзия революции».
Полного доверия к тому, как справляется государство с этой новой для себя ролью, не было и тогда: «Сострадание к государству, отрицающему слово, — общественный путь и подвиг современного поэта» («Слово и культура»).
А вскоре иллюзии и вовсе развеялись. Человека, а тем более поэта, с ног до головы накрыла чудовищная тень и окутала вязкая пирамидальная вата новой социальной архитектуры, напоминающей ассирийскую или египетскую. Только куда как худшую, ибо от ассирийских пленников, копошащихся, как цыплята, под ногами, никто не требовал славословий в адрес мучителей и палачей.