Комментарий · Культура

В тихом омуте

Новый фильм Франсуа Озона «Что случилось осенью» уже с 23 января в прокате

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из фильма «Что случилось осенью»

Героини фильма — дамы любимого Озоном третьего, или золотого возраста. Даниель Дарьё, Фанни Ардан, Катрин Денев снимались в картине «8 женщин». Ханна Шигула — в «Петере фон Кант» и «Все прошло хорошо».

И в новом фильме — осень за окном, и осень — в жизни его милейших благопристойных и очаровательных многолетних подруг Мишель и Мари-Клод, живущих по соседству в небольшой бургундской деревне. На пару коротают вечера, ездят за продуктами, прочесывают окрестные леса в поисках грибов. И стараются не вспоминать свое прошлое: они бывшие секс-работницы.

Все происходит в живописной Бургундской долине, с ржавеющими в лесу мокрыми листьями, осенними цветами, сорняками и желтеющими тыквами в садике Мишель. С тихой, несущей еще теплые воды рекой, вдоль которой так спокойно прогуливаться. Желтовато-коричневая теплая палитра рассмотрена камерой Жерома Альмера в духе пейзажей Дюпре и Диаза.

Трейлер фильма «Что случилось осенью»

У обеих проблемы с уже взрослыми детьми. Мишель (Элен Винсент) ждет на День всех святых внука Лукаса, которого ей обещали оставить на каникулы. Но депрессивная дочь Валери (Людивин Санье) на краю развода и не скрывает обид и неприязни — никак не выползет из хронических претензий к матери. Она закипает по любому поводу, и лишь денежная помощь матери и намерение получить дом в наследство удерживают ее от окончательного разрыва. У ироничной подруги Мишель — Мари-Клод (Жозиан Баласко), не расстающейся с сигаретой и кофе, — сын, вышедший из тюрьмы, не способен социализироваться. И тогда Мишель предлагает ему поработать у нее в саду.

После (случайного?) отравления дочери грибами сюжет набирает обороты. Авторы намеренно оставляют в истории пробелы, чтобы зритель сам объяснял себе мотивы происходящего. Здесь в каждом сюжетном повороте своеобразная игра со зрителем, как в детской игре «да и нет не говорите, черное и белое не надевайте». Первое впечатление от героев — обманчиво. У каждого — «семь секретов на запоре». 

За приветливостью — страх, за сдержанностью — любовь, за вроде бы беспричинной обидой — травма. Все отношения оказываются туго сплетенным кружевом — вырвешь нитку, и все разрушится.

Кадр из фильма «Что случилось осенью»

Из буколической экспозиции о добрых (без обмана) старушках в осенней мелодраме Озон завязывает узел нуарной криминальной драмы с непредсказуемым развитием.

Преступления — очевидные и случайные — раскачивают качели сюжета, который вот-вот сделает «солнышко», перевернув наши представления о героях… и заставят усомниться в наших предположениях. И привычный конфликт поколений обретает не только криминальный оттенок, но трехмерный взгляд на проблему психологической созависимости детей и отцов. И лишь один вывод кажется стопроцентно определенным: чужих детей воспитывать легче, чем своих.

Да и преступления здесь — не основа сюжета, скорее острая приправа к истории о сложной вязи взаимоотношений близких людей.

Темное прошлое и светлое настоящее, ложь и правда, вина и благодетельство меняются местами. И ложь может оказаться благородней правды. Искупление — важней ошибки. А наказанию вовсе не обязательно следовать за преступлением.

Кадр из фильма «Что случилось осенью»

Может, и не лучший фильм Озона, но филигранно сделанный, с привкусом шабролевского кино. Озон (снова работающий над сценарием с постоянным соавтором Филиппом Пьяццо) медленно разжигает тихо тлеющий огонь интриги. 

Не занят поиском «без вины виноватых», устраивает беспристрастную игру социальных масок. В невозможности искупления и раскаяния не видит трагедии. И как у Шаброля, преступления здесь бескорыстны.

Совершенно прекрасные Элен Венсан (обладательница «Сезара» за фильм «Жизнь — это долгая тихая река») и Жозиан Баласко присоединяются к пулу французских актрис «осеннего» ветеранского возраста, которым Озон дал возможность блеснуть в чудесных бенефисных ролях. И конечно, следовало бы отметить роль Пьера Лоттена в роли непутевого сына Мари-Клод. Любопытнейший персонаж с двойным дном, простодушный увалень, в котором добро и зло подчинены одному инстинкту — защитить близких. Впрочем, вся актерская работа — тончайшая, на нюансах, недосказанностях. Когда взгляд, поднятая бровь, жест — важнее слов. И все это под ненарочитую, но запоминающуюся партитуру братьев Евгения и Саши Гальпериных (которые, кажется, сейчас повсюду — от «Эммануэль» до «Детеныша Северного оленя»).

А обрамляет фильм своеобразная рамка. В проповеди в местной церкви священник вспоминает библейский сюжет о кающейся блуднице Марии Магдалине, побиваемой камнями фарисеями. О том, как она омыла ноги Христа слезами и отерла их своими волосами. Вторая проповедь посвящена одной из героинь. Священник говорит: в ее жизни были свет и тьма, но не нам судить ее. Прощение выше справедливости, любовь — выше законов.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.