Вновь возникают разговоры о необходимости более глубокой интеграции православия в социальную жизнь. Сразу возникает мысль: куда уж больше? В России консервативный курс выбран на государственном уровне и закреплен в понятии «традиционных российских духовно-нравственных ценностей». И реставрация идеи «третьего Рима» как основы российского государства имеет религиозный исток.
Правда, стоит подчеркнуть: консервативный «крен» — не специфичная черта российского общества, и он имеет не только политические причины. Масштабы мировых катастроф и технологические прорывы, в корне меняющие представления о социальных возможностях, многих толкают искать опору в «традиционных» ценностях. Да, не все могут принять перспективу вынашивания детей в искусственной матке и тому подобные инновации.
Но что может дать религия, конкретно православие, современному россиянину?
Евангельская история учит духовному героизму в экстремальных условиях: она рассказывает о пути Христа на Голгофу и его чудесном воскресении из мертвых. При этом она не учит обычной жизни в повседневности. Правила жизни для христианина были введены в обиход отцами церкви и закреплены в Средние века в период слияния светской и церковной власти. В спайке со светской властью церковь была на страже интересов государства и его элит. По сути, этой цели подчинялось регулирование жизни простого народа на всех уровнях, привилегированные классы жили не так, как простой народ.