Древнеримское язычество было лучше приспособлено к нуждам военной службы, чем пришедшее ему на смену христианство, так или иначе пропитанное пацифизмом. У каждого рода войск Римской империи существовали свои гении-покровители. В конце XIX века их систематизировал австрийский историк Альфред фон Домашевский в монографии «Религия римской армии». Военным покровительствовала Капитолийская триада — Юпитер, Юнона и Минерва. А во время активных военных действий на первое место выдвигался, разумеется, Марс. Отдельные подразделения опекали святые герои, когда-то служившие в них: например, Гай Марций Сильван, воин десятой когорты претория…
То, что работало в античном язычестве, сработает и в постмодернистском православии? Начиная с 1990-х, еще Алексий II стал своими указами назначать небесных покровителей разным госинститутам, «строго блюдя», разумеется, принцип отделения церкви от государства. Практика получила развитие при Кирилле. Как отмечала «Новая», при назначении небесных покровителей в патриархии руководствуются методом случайных ассоциаций: чаще всего — совпадением дня памяти святого с каким-то профессиональным праздником, иногда — «прообразами» из жития святого. В последнем случае встречаются особенно причудливые комбинации.
Скажем, преподобный князь Даниил Московский, сын Александра Невского и создатель первого монастыря в Москве, назначен покровителем Инженерных войск, потому что, как объясняет сайт «Главного храма ВС РФ», в годы его правления «построена стратегически важная Большая ордынская дорога», которая «сделала Москву центром торговых путей».