Репортажи · Общество

«Объясните, наконец, что делать людям, когда слышен вой сирен»

В Энгельсе в результате атаки беспилотников вновь загорелась нефтебаза, при тушении которой неделю назад погибли двое пожарных

Надежда Андреева, собкор по Саратовской области

Пожар на нефтебазе в Энгельсе. Фото: МЧС России

Саратовская область пережила вторую за неделю атаку беспилотников. По официальным сведениям, налет на российские регионы, произошедший ночью и утром 14 января, оказался самым масштабным с начала года. Над Саратовской, Орловской, Тульской, Ростовской, Воронежской, Брянской, Белгородской областями и Татарстаном, по словам Минобороны, было сбито 146 дронов. В Саратове и Энгельсе сирены включились около 6.00 утра и с небольшими перерывами работали почти пять часов. МЧС сообщило об отмене угрозы БПЛА только в 10.54.

«Обломки» и «повреждения»

Звук сирены за окном — негромкий, но надрывный. Сознание реагирует на него мгновенно. Сон слетает тут же. «Какой-то хреновый будильник, если честно», — пишет кто-то из земляков в комментариях тг-канала саратовского губернатора в 5.55 утра. «От Министерства обороны поступила информация об угрозе БПЛА. Локально работают системы оповещения», — сообщает глава региона Роман Бусаргин.

Точно такое же сообщение в губернаторском канале висело ранним утром 8 января. Тогда атака продолжалась два часа. По официальным сведениям Минобороны, было сбито 11 дронов. По словам Бусаргина, «обломки» уничтоженного беспилотника упали на территорию «промышленного объекта в Энгельсе». Название пострадавшего предприятия глава региона не упомянул. Им оказалась нефтебаза Росрезерва, на которой хранится топливо для военного аэродрома «Энгельс-2».

В хранилище начался пожар. При тушении погибли двое пожарных — начальник пожарно-спасательной части Геннадий Афанасьев и старший пожарный Жаслан Телеупов. Ожоги 25 процентов тела получил водитель пожарно-спасательной части Роман Меренов. Как писала в соцсетях вдова Елизавета Афанасьева, пожарные пытались спасти соседние резервуары с топливом, охлаждая их водой. Но произошла разгерметизация одной из емкостей, «всех и всё, что там было, накрыло».

Пострадавшего Романа Меренова спецбортом МЧС перевезли в Петербург во Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины. Погибших пожарных похоронили 10 и 11 января.

Все трое пострадавших представлены к награждению орденами Мужества. Афанасьев и Телеупов — посмертно.

Жители Энгельса, списавшись в соцсетях, организовали неподалеку от нефтебазы волонтерский пункт для участников ликвидации ЧС. Пожарные и сотрудники других экстренных служб, дежурившие на месте происшествия, могли там поесть, бесплатно взять питьевую воду, молоко, сигареты, теплые носки и полотенца. По словам волонтеров, пожарные, проливая уцелевшие резервуары, стояли по колено в ледяной воде.

Пожар был локализован только 13 января, когда, по выражению губернатора Бусаргина, завершился «процесс контролируемого выгорания топлива». «Периодически возникают небольшие точечные очаги открытого горения», — отмечал глава региона днем в понедельник. По его утверждению, за шесть дней с начала возгорания «пробы воздуха не выявили превышения концентрации вредных веществ».

Утром 14 января в первые минуты атаки беспилотников губернатор вновь сообщил о «повреждениях на промышленном предприятии в Энгельсе». Горожане увидели столб огня и дыма в районе недавно потушенной нефтебазы.

В Саратове сильный взрыв прогремел около 6.30 утра. Густой дым был виден в районе нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего компании «Роснефть». В интернете появились видео пожара. По словам губернатора Бусаргина, к 11 часам утра было «ликвидировано открытое горение на предприятии в Саратове».

Саратовский НПЗ уже подвергался атаке дронов 8 ноября 2024 года. По сведениям главы региона, в промзоне упали обломки сбитого БПЛА. Также были выбиты стекла в 13 квартирах пятиэтажки на соседней улице Санаторной.

Фото: телеграм-канал Романа Бусаргина

Нас не догонят

Сегодняшний налет на Саратовскую область оказался самым долгим с начала спецоперации. По наблюдениям жителей, сирены срабатывали не меньше семи раз в течение пяти часов. «Больше часа сидим в ванной. Сколько еще, неизвестно. А у меня маленькие дети. И 13-й этаж», — пишет в чате губернаторского тг-канала одна из жительниц на втором часу воздушной тревоги.

Сотни горожан в комментариях напомнили региональным властям, что за неделю после предыдущей атаки чиновники так и не дали однозначных инструкций о действиях при атаке БПЛА. «Объясните, наконец, что делать людям, когда слышен вой сирен! Оповещение для чего? Чтобы всем страшно стало? Куда бежать или под кровать прятаться?» — негодуют саратовцы.

Помимо звучавших в прошлый раз народных советов по борьбе с дронами (забаррикадировать окна, запереться в ванной, спуститься в подвал), комментаторы поделились новыми идеями: перетащить кровати из спальни в прихожую, подальше от окон, или спасаться в автомобиле на скорости не меньше 130 километров в час (в таком случае летательный аппарат якобы не сможет прицелиться).

Неожиданно обнаружилось, что наступившие в Саратове фронтовые будни не вписываются в рамки Трудового кодекса. «Как регламентируется опоздание на работу во время воздушной тревоги?» — интересуются горожане. «Руководство сказало: в 8.00 быть в офисе, иначе поставят прогул. А как туда добраться?» — спрашивают жители. С началом атаки большие пробки возникли на подъездах к мосту через Волгу со стороны Саратова и Энгельса, так как одна полоса движения была выделена для проезда автомобилей экстренных служб. Кроме того, на час задержались утренние электрички, идущие через Заводской район Саратова, где находится НПЗ. По утверждению РЖД, причиной стала «необходимость пропуска пожарных поездов».

За десять минут до начала уроков первой смены региональное министерство образования сообщило о переводе школ Саратова и Энгельса на дистанционное обучение. Родители предположили, что таким способом чиновники просто пытаются избавиться от ответственности за жизни детей. «Большинство родителей идут на работу, это никто не отменял. Ребенок останется дома один, зазвучит сирена, кто ему поможет? И дома никто не защищен», — пишут саратовцы.

С утра до середины дня 14 января в Энгельсе была отключена холодная вода. По словам мэра Михаила Исаева, причиной стал «перезапуск системы электроснабжения насосных станций». 

Но никакой новояз, маскирующий побочные эффекты СВО, не может изменить степень доверия граждан к власти. По родительским и домовым чатам со скоростью лесного пожара понеслись чудовищные слухи.

«Все коммунальные службы работают в штатном режиме», — попытался уверить земляков мэр. «То, что нам говорят власти, — всегда правда?» — задались вопросом пользователи соцсетей.

…Как рассказывают саратовцы, еженедельное повторение немирных событий стало для жителей региона, три года видевших спецоперацию только на экране, серьезным стрессом. «Сегодня утром я шла по центральной улице Саратова, слушала «бахи» и сирены, — говорит жительница города Александра. — Шла к стоматологу. Думала: как могло случиться, что по пути в зубную больницу меня волнует не бормашина, не анестезия, не сумма в счете, а очень простой, но жизненно важный вопрос: дойду я или «прилетит»?»

Саратовская область

P.S.

По подсчетам Минобороны, за сутки «вне зоны СВО» были сбиты 146 беспилотников. Кроме того, шесть тактических ракет ATACMS и шесть крылатых ракет Storm Shadow были уничтожены в Брянской области.