Отец Сергий
Отец Сергий написал мне после вторжения ВСУ в Курскую область. До того мы общались десять лет назад, когда я делал репортаж об экологических протестах в Воронежской области. Местные жители бунтовали против никелевых разработок, блокировали буровые, отец Сергий был среди недовольных. Поп в облачении придает протестному мероприятию солидность — поэтому и в России, и в Украине власти так стараются контролировать церковь.
Батюшка был крупный дядька с рыжей бородой и очень открытым лицом. Зайдя к нему домой, я увидел, что живут они очень скромно. Он рассказал, что работает в основном на строительстве и отделке.
— Хотя прошлым летом коз пас, местное стадо. Ужасно тупая работа, целый день с ними ходишь-ходишь. Хорошо, когда спокойно, шеренгой идут, а то испугаются чего-нибудь, побегут — собака вот только выручала…
Отец Сергий рассказал, что служит он по домам у прихожан. Раньше, в родной Судже, он служил официально, но потом его выгнали.
— За что?
— За нарушение церковной дисциплины. За несогласие со взглядами церковного начальства. За требы брал по официальному прейскуранту, считал для себя невозможным больше денег брать. Крестины, отпевание — тридцать рублей, а не триста, как у остальных батюшек. А потом они ко мне подошли, сказали: «Ты что нам цены сбиваешь? Проблемы будут у тебя».
— Прямо так и сказали?
— Да, конечно, прямо так. Первый раз слышите, что ли? Пожаловались благочинному. А я с ним не делился деньгами, которые прихожане на храм жертвовали. Себе не брал и с начальством не делился, покупал, что в храме было нужно. Ну и отстранили меня, вывели за штат. Но к этому моменту мне уже было очень противно самому находиться в этой компании. Потом я встретил катакомбного епископа, который подарил мне антиминс*, — и я стал служить.