Комментарий · Общество

Гибель богов в соцсетях

Марк Цукерберг решил отменить модерацию. Что за этим стоит и почему соцсети окончательно превратятся в помойки

Марк Цукерберг. Фото: AP / TASS

Facebook* изменяет правила модерации контента. Отказывается от фактчекинга (эту функцию выполняли внешние подрядчики) — разрешит шутить про эмигрантов и устраивать политические дискуссии. Марк Цукерберг мало того что поддержал избранного президента США Дональда Трампа, так еще и ввел в совет директоров Meta** представителя Республиканской партии. Изменения коснутся в том числе Instagram* и новую социальную сеть Threads, которые входят в холдинг. Что вообще происходит, а главное — как жить с этим дальше.

О цензуре в Facebook в последние годы ходят легенды. Большинство из тех, кто ведет в социальной сети активную деятельность, скорее всего, сталкивались если не с заморозкой аккаунта, то с блокировкой постов и комментариев. Причины — даже для достаточно злобной русскоязычной аудитории — либо комичны, либо откровенно не справедливы.

Началось все с безобидного слова «чурка», имеющего в русском языке несколько значений. Любое его упоминание может привлечь внимание модераторов. Про язык ненависти, который опять же привычен и объясним в нынешних условиях, — даже и не стоит упоминать. Фотография человека и подпись «вот урод» — тоже повод попасть в бан или получить предупреждение. Отдельно обидно, что все это происходит вне зависимости от открытости поста — хоть для двух друзей напиши. Может, они согласны и не жалуются, а все равно — бан. И в итоге все погрязли в самоцензуре. Изредка срываясь на саму социальную сеть, когда очередной, казалось бы, безобидный пост удаляют модераторы.

И это не самая большая проблема. Не то чтобы сервис изначально был заточен под интеллектуалов, но сейчас это просто помойка. И критерий оценки — не качество контента, а реклама. 

Все крупные рекламодатели, все большие бренды — все давно оттуда ушли. Это привело не просто к появлению сомнительной рекламы, а к массовому наплыву бесконечных мошенников.

Сгенерированный искусственным интеллектом пародист Максим Галкин*** рассказывает о программе для заработка, реклама сомнительных биржевых брокеров под логотипами известных компаний — обычное дело. Боты, накрутки, обман. Единственно честная реклама, которую удалось увидеть, тоже подтверждала описанное. Дословно не процитирую, но нецензурный текст на картинке гласил, что некое агентство плевать хотело на правила сервиса и готово работать с любым типом компаний, хоть с порнухой. Наглость, но показательная.

Фото: Олег Елков / ТАСС

С сервисом Threads, который благодаря трафику из Facebook и Instagram стал самой быстро растущей социальной сетью, — такая же история. Но тут выводы о деградации можно легко сделать из контента. Все заполнено профессиональными писателями, раздражающими текстами, единственная задача которых развести срач и накрутить трафик. Речь даже не об отсутствии информационного наполнения. 

За контентом девочек, рассказывающих о тонкостях личной жизни, стоят бородатые мужики, управляющие десятками аккаунтов. Сегодня это не просто развлечение публики — это целая индустрия сомнительного контента.

Пропал Калабуховский дом. И назад дороги нет. Не имеет смысла и обсуждать причины. Это же все не зря, не в один день случилось. Создатель — в лице Марка Цукерберга — давно улетел в космос, и глобальные вопросы его интересуют больше, чем уже давно неродное детище. Да и головная компания Meta развивалась не благодаря собственным инновациям, а агрессивному шоппингу. Что WhatsApp, что Instagram, что очки виртуальной реальности — лишь удачные покупки и большие инвестиции. Никаких достижений. Что бы ни происходило все эти годы, выводы даже для бизнес-кейсов не подойдут.

Сервис просто не выдержал проверку временем. Большинство сервисов (и не только социальных) проходят естественный цикл, результат которого — медленная деградация. Выжившие ветераны типа Reddit или YouTube — исключение из правил. Все остальные — от «Одноклассников» до Tumblr — давно канули в Лету, несмотря на формальную техническую работоспособность.

Казалось бы, нашли проблему. Однако за время пути собака могла подрасти. И если раньше аудитория социальных сетей была просто большой, то теперь, когда количество пользователей перевалило за миллиард, она кажется гигантской. Это касается в том числе и Twitter, переименованный в X. Сети охватили массы настолько, что это становится темой политической повестки. Президент Эммануэль Макрон открыто обвиняет сервис, приобретенный Маском, во вмешательстве в выборы разных стран. Цукерберг, не отличающийся революционным сознанием, просто побежал кланяться в ноги Трампу и поддержал курс свежеизбранного президента США.

Именно в массовом охвате политики разных стран видят опасность. Цифровой социализм, когда государство берет на себя роль модератора и регулятора социальных платформ под видом заботы о населении, привел к тому, что сервисы стали народными в самом плохом смысле этого слова. Не только рекламодатели, но и чуть более продвинутая публика, не желая соприкасаться с туповатым обывателем, начала разбредаться. Дав возможность разгуляться тем, кто апеллирует к массе с ее простыми желаниями. Но ужас в том, что эта публика ходит на выборы. А когда у тебя есть сотни миллионов не очень образованных граждан, которыми легко манипулировать, то это может стать проблемой. И не то чтобы Facebook или X, или конкретно Цукерберг или Маск виноваты в многочисленных победах леворадикальных и праворадикальных партий. Или массовом распространении фейков. 

Но очевидные манипуляции с алгоритмами и откровенная игра на стороне конкретных политиков делают бизнесменов хозяевами опасной толпы, которая берет количеством, распугивая и заставляя замолчать явно меньшую продвинутую публику.

Понятно, что надо что-то делать с такими пастухами.

Тот редкий случай, когда сложно делать прогнозы. Толпа опасна и непредсказуема. Она же, подключенная к Сети, еще страшнее. Так что политические скандалы, где не политики, но социальные сети будут в центре событий, — вершина айсберга и хороший повод для размышлений о будущем. Алармизм давно набил всем оскомину — и без этого в мире неспокойно, а тут еще и ожидание неизвестных пока проблем. Про которые известно только одно — они неизбежны.

Фото: Олег Елков / ТАСС

Хорошая новость в том, что, как показывает практика, сеть пусть и не всегда, но справляться с вызовами. Как BlueSky медленно, но верно заменяет Twitter, так и тестовая версия «убийцы» Facebook наверняка в данный момент заливается пока неизвестными нам разработчиками на какой-нибудь сервер. И пусть название пока неизвестно, а общие очертания туманны — он точно появится.

«Что же делать? — спросит добропорядочный и уже немолодой пользователь социальной сети. — Куда бежать?» Ответа нет. И даже не потому, что конкретной альтернативы пока не существует. А если бы и была, то толку от этого мало. Сначала повзрослевшая, а потом и постаревшая аудитория не способна на резкие движения, ленится осваивать новое и еще годы по инерции будет пользоваться сервисом, который стал хуже запрещенных препаратов. От наркотиков отказаться легче, чем снести полюбившееся за годы приложение и потерять привычное окружение. Грустно умирать в окружении стада баранов и рекламы мошенников — но такова жизнь. Как минимум это проще, чем с нуля добавлять друзей в неизвестном и непривычном сервисе.

Однако главные агонии и судороги еще впереди. Демоверсию «нового» Facebook можно посмотреть на примере Twitter. С изменениями правил модерации изменится и контент. А это значит, что количество срачей будет больше и среда станет более токсичной и агрессивной. Впрочем, происходящее в Сети традиционно зеркалит реальную жизнь. И странно, если бы это прошло мимо главного сервиса, который, поддавшись окружающему пространству, вынужден подстраиваться под текущую повестку. Ждите продолжение банкета. Снятие части ограничений на обсуждение мигрантов, гендерной идентичности и политики быстро скажется на пользовательских лентах.

Цветущее дерево превращается в чурку — необработанный грубый кусок дерева — чаще всего не по своей воле. И тем, у кого она еще есть, надо бежать. А то затопчат.


* Принадлежат организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена.

** Организация признана экстремистской и запрещена в РФ.

*** Минюст считает «иноагентом».