Комментарий · Спорт

Великая

Ларисе Латыниной 27 декабря исполняется 90 лет

Андрей Успенский, корреспондент

Лариса Латынина. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Она легенда. Перед этими двумя буквами Л не надо ставить никаких поясняющих ее профессию подлежащих. Лариса Семеновна не нуждается в объяснении. Как произведение искусства. Русскую королеву помоста и сегодня знает весь мир. И это при том, что она выступала, по сути, в дотелевизионную эпоху. Латынина живет и жила в роли гимнастки Латыниной и наиграла на 18 олимпийских наград, 9 из которых — золотые. К ее свершениям (она самая титулованная спортсменка XX века) мы, безусловно, еще подберемся. Однако для меня (хотя, возможно, я ошибаюсь) настоящее величие спортсмена заключается отнюдь не только в количестве драгоценных олимпийских орденов, им завоеванных. Оно также определяется и непосредственно отношением к своим рекордам и — что еще более важно — к коллегам по атлетическому ремеслу.

Дело в том, что покорители стадионов — люди не от мира сего. А звезды Олимпа — и вовсе отдельная уникальная каста. Эти сумасшедшие, высокомерные и тщеславные товарищи болезненно воспринимают свои поражения, частенько говорят о конкурентах с ненавистью и терпеть не могут, когда их личные редкие достижения перекрывают. Даже спустя много лет. Хотя на подобные «реакции и жесты» они, конечно, имеют право… Но я — про Латынину, которая никогда не злорадствовала по поводу неудач соперниц. Так вот наша гордость, собравшая в середине прошлого века недостижимую, как казалось, коллекцию наград, еще раз отлично удивила публику в 2012-м. Шли летние Игры в Лондоне. Тогда Майкл Фелпс вплотную приблизился к тому, чтобы завоевать 19-ю олимпийскую медаль и опередить по этому показателю советскую гимнастку. И журналисты, разумеется, поинтересовались у Ларисы Семеновны: как, мол, вы отнесетесь к тому, что пловец из Штатов побьет ваш грандиозный рекорд, державшийся 48 лет?.. «Да я первой с удовольствием его поздравлю!» — весело отчеканила Латынина. И такого ответа, уверен, ожидали немногие. Ну, вы понимаете.

А чуть позже одна известная компания устроила двум неподражаемым олимпийским лауреатам шикарную фотосессию. На той изумительной картинке не потерявшая шарма 77-летняя дама и 27-летний чудаковатый, но милый американец пьют чай на диванчике и смотрят друг на друга с неподдельной симпатией. Правда, не уверен, будет ли улыбаться старенький Фелпс, если падет его рекорд… Впрочем, не это меня волнует. Куда больше поражает (до сих пор) тот факт, что девчушка из Херсона в принципе могла и не попасть на свою первую Олимпиаду.

Лариса Латынина. XVIII летние Олимпийские игры в Токио. 1964 год. Фото: Науменков Николай / ТАСС

…Перед отборочным турниром ее беспокоило плечо, и мудрый врач сделал горячий компресс, дабы снять напряжение. Но вместо этого стало еще хуже — вдобавок вся кожа покрылась волдырями от ожогов. Отважная гимнастка все-таки выпорхнула на старт и заняла 18-е место. К счастью, в финал допускалось как раз 18 участников. С неимоверной болью Лариса дотянулась до четвертой строчки и поймала заветный билет в Мельбурн, где наши начальники, чего греха таить, возлагали основные надежды на Софью Муратову и Тамару Манину. 

Но Латынина «станцевала» на снарядах так, что еще до конца нежного состязания все поняли, кто будет править бал в ближайшее десятилетие.

И в прямой эфир Вадим Синявский выходил со своей лучезарной собеседницей (они расположились прямо на полу, чтобы не мешать зрителям), когда ее соперницы еще продолжали свои воздушные фокусы… А случился бы абсолютный золотой номер Латыниной (плюс еще победа в командном первенстве, в вольных упражнениях и опорном прыжке; серебро на брусьях и бронза в командных этюдах с предметами — да, до конца 60-х в гимнастике существовал и такой раздел), если бы отбор в состав сборной СССР на Игры-1956 был более строгим?

А еще любопытно, что маленькая Лариса Дирий (Латыниной она стала после замужества) гимнастику не выбирала… А намеревалась, как и многие ее сверстницы того времени, превратиться в балерину и быть похожей на Ольгу Лепешинскую, которую ей, кстати, довелось увидеть вживую. Лара бегала в специализированную городскую секцию и грезила о Большом театре. И пожалуй, исполнила бы свою детскую мечту, если бы студию не закрыли из-за нехватки средств. Школьница, сжимая в кулачках пуанты, проплакала пару дней… Но однажды тренер из гимнастического кружка Михаил Сотниченко пригласил стоявшую у входа в светлый зал стройняшку попробовать свои силы в похожем (в какой-то степени) на балет занятии. И у нее получилось. Благодаря невероятному упорству и бесстрашию Лариса осваивала программы быстрее старших по возрасту подруг, хотя, как признавалась впоследствии семикратная чемпионка Европы и девятикратная чемпионка мира, оттачивать элементы по сто раз она никогда не любила…

Девятикратная олимпийская чемпионка гимнастка Лариса Семеновна Латынина с юными гимнастками. Фото: Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС

А вот выступала всегда удовольствием. И побеждала даже в очевидно-невероятных обстоятельствах. Как это было на мировом форуме-1958 в Москве. Из воспоминаний Ларисы Латыниной: «…Я ждала ребенка. Об этом никто не ведал: ни мой тренер, ни врач сборной, ни подруги по команде. И я решила, что откажусь от соревнований: все-таки это огромный риск для будущего малыша… Но профессор Лурье сказал мне: «Я ничего не понимаю в гимнастике, но прекрасно разбираюсь в медицине… Поэтому идите и выступайте. И я вам гарантирую: мама будет счастливой, ребенок — здоровым, а профессор — довольным». …Гениальный Александр Юдимович Лурье чуть-чуть не дожил до открытия чемпионата, но оказался прав. 

На четвертом месяце беременности Латынина поймает пять золотых медалей. А через пять месяцев родит дочку Танечку, которая станет танцовщицей ансамбля «Березка». Что вы хотите — гены!

Даже Александр Мишаков, великий учитель Ларисы, не раз упрекал свою подопечную за излишнюю импровизацию и одухотворенность и часто повторял: «Тащишь балет в гимнастику! Хочешь нравиться публике!» Конечно, она хотела. Как говорил мой дед, писатель Георгий Осипов, «в выступлениях Ларисочки чувств и страсти было больше, чем во всех романах Жорж Санд, вместе взятых». А уж и в писательницах, и в гимнастках дедуля разбирался…

Разбирался в тонком искусстве и Джанни Родари. После того как Латынина на Играх в Риме опять волшебно махнет крылом и снова соберет шесть наград (три золота, два серебра и бронзу), известный сказочник будет яростно аплодировать, а ее вольные упражнения, за которые она получит 9,9 сотых, назовет «невиданным спектаклем красоты, грации и гармонии». В коронном вольном номере ей не будет равных и на Олимпиаде в Токио-1964. Да, звание абсолютной чемпионки она отдаст Вере Чаславске, но в третий раз подряд блеснет в шести видах программы (два золота, два серебра, две бронзы)! И это, простите, почти в 30 лет… Кто-то усмехнется: мол, акробатические пьесы той поры с нынешними пируэтами по сложности не сравнить. Не спорю. Но уникальности достижения поэтичной и легкой Ларисы Семеновны (она, повторюсь, выиграла девять золотых, а всего 18 олимпийских медалей из 19 (!) возможных) это ничуть не отменяет…

Лариса Латынина (в центре). 1976 год. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Латынина и в ситуациях за пределами помоста разбиралась роскошно и непринужденно. Надо отметить, что гимнастика в те годы была в большом авторитете. Фотографии Марии Гороховской и Нины Бочаровой, Виктора Чукарина и Валентина Муратова, Гранта Шагиняна и Бориса Шахлина в газетах печатались, что называется, в полный рост. И по популярности виртуозы в белых и черных трико не слишком уступали хоккеистам и футболистам. Ну а веселая и раскованно-всепобеждающая Лариса, безусловно, являлась всеобщей любимицей. И не терялась даже в компании первых космонавтов и больших артистов. К примеру, на торжественном вечере, посвященном триумфальному выступлению сборной СССР на Играх-1972, она, ловко взяв микрофон, замечательно поблагодарила Александру Пахмутову и Николая Добронравова за песню «Герои спорта», а затем звонко объявила Муслима Магомаева, исполнителя того шедеврального гимна.

Латынина к тому моменту работала старшим тренером женской команды Советского Союза. Команды, не знавшей поражений. Правда, однажды безобидно-шутливый ответ стоил ей должности. После Олимпиады в Монреале ее вызвали на ковер и спросили: «Почему ни одной из наших гимнасток не удалось выиграть в личном первенстве?» — «Ну я же не виновата, что Надя Команечи родилась в Румынии…» — ответила Лариса Семеновна, которая, тем не менее, войдет в оргкомитет московских Игр-1980.

…А я в 2005 году войду в магазинчик редких сувениров в испанской Мурсии. Продавец древностей, выяснив, что я из России, с радостным акцентом произнесет три фамилии: Яшин, Гагарин, Латынина. Потом хлопнет себя по лбу и убежит в подсобку. Вернется он с фотографией, на которой его дочка (или внучка) «тянет носочек» в своей комнате, а за спиной девочки, на стене, висит огромный плакат с изображением нашей великой гимнастки…

С юбилеем, Лариса Семеновна!