Спецоперация России в Украине идет уже третий год, и все это время в интернете не утихает спор о жизненных стратегиях россиян, выступающих против военных действий. Уезжать или оставаться? По разным оценкам, за это время из России уехало около миллиона граждан, многим из которых удалось более или менее адаптироваться на новом месте. Подавляющее большинство россиян продолжает жить на родине, а кто-то не перестает активно выступать против происходящего, несмотря на все ужесточающиеся репрессии. Решение оставаться в стране в этих условиях обусловлено рядом причин, не всегда очевидных для внешнего наблюдателя.
Команда независимых исследователей, находящихся в России, провела несколько волн глубинных социологических интервью с россиянами об их отношениях с родиной в текущих обстоятельствах. Всего в период с лета 2022 по весну 2024 года мы провели три волны исследования и собрали 79 интервью с теми, кто оставался в России. Нам удалось поговорить с людьми из разных регионов: от Калининграда до Владивостока, от Архангельской области до Республики Татарстан. Среди наших информантов были люди от 18 до 72 лет, представляющие разные социальные группы: студенты, рабочие, государственные служащие, научные работники, безработные и т.д. Отдельно мы задавали респондентам вопрос о том, почему они не уезжают из страны.
Он вызывал особенно эмоциональную реакцию у людей, высказывающих пацифистскую позицию. Полученные нами результаты в целом соотносятся с исследованиями Любови Борусяк и издания «Бумага» (признано «иностранным агентом»), которые использовали количественные методы сбора данных. Кроме того, собранные нами результаты дополняют исследования Лаборатории публичной социологии (также признана «иностранным агентом»), также опиравшиеся на качественную методологию, позволяющую более глубоко понять мотивы поведения людей и реконструировать стоящую за этими мотивами картину мира.
Наш анализ показывает, что остающиеся в России и выступающие с критических позиций граждане используют как минимум три группы аргументов:
- материальные (связанные с финансовым положением);
- аргументы принадлежности (основанные на чувстве дома, общем жизненном пространстве);
- моральные аргументы (апеллирующие к ответственности за положение в стране).
Подробнее остановимся на каждой группе.