«Китч — низкопробная массовая продукция, отличающаяся обычной формой и примитивным содержанием, рассчитанная на невзыскательный вкус и моду» — говорит нам Оксфордский словарь. Звучит не очень почетно, и наверняка деятели искусства не очень-то хотят ассоциировать себя с этим жанром. Да и кураторы нечасто обращаются к данной теме, потому что все китчевое ошибочно принято считать безвкусным. Впрочем, определение Оксфордского словаря, как мне кажется, в полной мере не отображает суть жанра, как и любая другая его характеристика. Вот, например, все участники выставки «Чересчур» (мы насчитали 41-го художника/перформера) причисляют себя к китчу и гордятся этим.
У входа на выставку — большой кураторский текст, в котором идет рассуждение о сущности китча: это и «возбуждающее прикосновение к миру прекрасного», и «более лучшая жизнь», и «вкус к преувеличенным сексуальным характеристикам и персональной манерности», и «обещание феерического успеха», а также масса других эпитетов и метафор. Иными словами, любое понятие, к которому можно применить слово «чересчур», и будет являться китчем — название выставки очень удачное и точнее всего объясняет суть жанра.
Еще точнее с этим справляется сама выставка, ведь китчу практически невозможно дать точное определение, но достаточно один раз увидеть несколько произведений, и все станет понятно. Китч — это уход от высокого искусства и возвращение к низменным потребностям человека, которые одинаково интересуют и профессора МГУ, и выпускника ПТУ (хотя первый свою заинтересованность обычно хорошо скрывает). Выставка и правда пользуется популярностью: здесь можно встретить семьи с детьми (хотя выставка 18+), влюбленные пары, людей в возрасте — три этажа экспозиции объединили самых разных посетителей.
Я попыталась для себя разграничить эти три этажа и дать определение каждому из них, но потом поняла, что это невозможно.