Сюжеты · Общество

«Государь» для «русского мира»

«Психоисторическая концепция» митрополита Тихона (Шевкунова) преследует одну цель: научить Правителя пресекать революции

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Митрополит Тихон (Шевкунов). Фото: Михаил Климентьев / ТАСС

На путь большой академической науки вступил создатель киноэпопеи об «уроках» Византийской и Российской империй, автор православного бестселлера «Несвятые святые» и дорогостоящих «исторических парков». Рождественским вечером (правда, по «еретическому» календарю) 24 декабря свою диссертацию «Крушение Российской империи: факторы взаимоотношении власти и общества» на факультете госуправления МГУ защитил митрополит Тихон (Шевкунов) — очень близкий к Путину иерарх РПЦ, которого даже называли «духовником» президента. Время выбрано подходящее: российская гуманитарная наука отгородилась железным занавесом от западной и перерождается в идеологию.

Но в начале был фильм. Точнее — многосерийная эпопея «Гибель империи. Российский урок», появившаяся в 2021-м, когда казалось, что автократия в России вновь слабеет, ей не хватает «движухи». Фильм стал продолжением первого масштабного кинопроекта Тихона — «Гибель империи. Византийский урок», снятого накануне возвращения Путина на свой пост в 2012-м. И тогда, и сейчас Тихон использует исторический материал только для того, чтобы оправдать сильную единоличную власть, которая призвана быть жестче, чем предшественники в Византийской и Российской империях, не повторять их «ошибок».

В уходящем году митрополит издал в собственном издательстве «Вольный странник» одноименную книгу — «Гибель империи. Российский урок», излагающую сюжеты фильма. Теперь книга превратилась в диссертацию — с некоторыми изменениями и дополнениями. Ее параграфы иногда дословно повторяют книжный текст — эмоциональный, политически заряженный, далекий от академических стандартов. Это не смутило титулованных оппонентов, которые усмотрели новизну исследования как раз в «психоэмоциональном» подходе к проблеме революции.

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (в миру Георгий Шевкунов) родился в Москве в 1958 году. Окончил сценарный факультет ВГИКа в 1982 году, после чего отправился в Псково-Печорский монастырь (один из двух действовавших в то время на всей территории РСФСР), где был послушником, но монашества не принял.

В 1986–1991 годах работал в Издательском отделе Московской патриархии, затем поступил во вновь открывшийся Донской монастырь в Москве, где принял постриг и был рукоположен во иеромонаха. Поддержал обвинения в адрес сторонников Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), тогда конкурировавшей с РПЦ, в поджоге Малого собора монастыря. В 1994 году возглавил подворье Псково-Печорского монастыря в Москве, изгнав из Сретенского (Владимирского) собора на Лубянке «либеральную» общину о. Георгия Кочеткова.

В 1995 году подворье стало самостоятельным Сретенским монастырем, Тихон назначен его наместником с возведением в сан игумена (с 1997 года — архимандрит). Не имея духовного образования, в 1999 году стал ректором Сретенского высшего училища, позже преобразованного в духовную семинарию (окончил ее экстерном только в 2004-м).

В 2003 году сопровождал Путина во время посещения Синода РПЦЗ в Нью-Йорке, после чего РПЦ постепенно поглотила эту церковную юрисдикцию. Президент РФ также посещал Тихона в Сретенском и Псково-Печорском монастырях, в Крыму и на различных культурных мероприятиях, награждал его госнаградами.

В 2015 году рукоположен в сан епископа Егорьевского, в 2018 году переведен на Псковскую кафедру с возведением в сан митрополита, в 2023 году назначен главой Крымской митрополии РПЦ. С 2016 года возглавляет Патриарший совет по культуре, входит в совет при президенте по культуре и искусству, в общественные советы при главе Крыма, комитете по культуре Госдумы и… Росалкогольрегулировании.

Вокруг диссертации

Прежде чем вчитаться в 180-страничный текст, оценим антураж. Диссертант — один из самых харизматичных деятелей РПЦ с патриаршими перспективами и особым расположением Кремля. Все, что он делает, быстро превращается в «мегапроект» — не станет исключением и его «поход в науку».

Председателем диссертационного совета МГУ.052.8 по специализации «Государственное и муниципальное управление (исторические науки)» является декан факультета госуправления и, разумеется, научный руководитель митрополита Вячеслав Никонов.

Вячеслав Никонов. Фото: телеграм

А еще это один из лидеров «Единой России», депутат, доктор исторических наук и внук сталинского наркома Вячеслава Молотова. Активный сторонник и отчасти идеолог СВО (до прошлого года возглавлял фонд «Русский мир»), Никонов сегодня находится под санкциями ЕС, США и других стран. А ведь еще несколько лет назад в Госдуме ставился вопрос о наличии у него гражданства США. В прошлом году Никонов издал вместе с сотрудником ФСО Девятовым учебник по новейшей истории России для 10–11-х классов, в который вошла глава об СВО, завершающаяся возгласом Молотова: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Историю русских научный руководитель Тихона уложил в изящную формулу:

«Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс (между прочим, это штат Калифорния.А. С.), впитала соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества — нацизм, проложила дорогу в космос».

Признанный корифей исторической науки — один из трех официальных оппонентов преосвященного диссертанта, профессор Сергей Мироненко, в прошлом глава Госархива РФ, ныне завкафедрой истфака МГУ. Пост гендиректора ГАРФ, который занимал с 1992 года, Мироненко оставил восемь лет назад после конфликта с тогдашним министром культуры Владимиром Мединским. Ссылаясь на документы, Мироненко назвал мифом «подвиг 28 панфиловцев под Дубосековым», на что Мединский посоветовал ему не лезть в политику. Впрочем, история сотрудничества Мироненко с Тихоном началась гораздо раньше: в конце 90-х тогдашний наместник Сретенского монастыря на Лубянке заинтересовался проблемой подлинности останков членов семьи Николая II. Два тела — царевича Алексея и царевны Марии — хранились в ГАРФе, а Тихон стал секретарем комиссии по их исследованию. К каким-либо официальным выводам комиссия не пришла до сих пор.

Сергей Мироненко. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Сергей Мироненко стал, пожалуй, единственным оппонентом Тихона, который позволил себе осторожную критику диссертации, назвав «абсурдным» утверждение митрополита, что Николая II в феврале 1917-го предали все командующие российскими армиями.

Профессор выявил в работе следы конспирологии, основанные на безусловном доверии автора к донесениям французского капитана де Малейси, основанным на слухах, и на признании подлинности «покаянного письма» Павла Милюкова, которая оспаривается учеными.

Бывший министр образования и науки РФ, а ныне президент Российской академии образования Ольга Васильева (член Патриаршего совета по культуре) в своем отзыве признает, что история для Тихона — фон, на самом деле диссертация посвящена «социально-политическим процессам в бывших частях Российской Империи — ныне независимых государствах» и должна стать основой «проектирования государственной политики РФ в области обеспечения суверенитета страны». Главное научное достижение Тихона Васильева видит в том, что он отверг «ведущую роль» социально-экономических факторов в революции, выдвинув на первый план «психоэмоциональный фактор», а именно — «идеализацию либерализма».

Ольга Васильева. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Ученая степень в РФ — один из обязательных атрибутов «статусности». Владимир Путин и Рамзан Кадыров — кандидаты экономических наук, а среди федеральных министров и депутатов есть и немало докторов.

Стиль управления, связи и харизма Тихона ставят его в ряд топ-чиновников путинской вертикали, мало зависимого от патриарха, синода и других церковных институтов.

По мнению православной публицистки, бывшей сотрудницы издательства Московской патриархии Ксении Лученко, Шевкунов соответствует путинскому образу идеального чиновника: «Огромные бюджеты привлекает и осваивает без единого прокола. Всё вовремя, уместно, по отчетам сходится, при этом с дерзким размахом, который Путина вдохновляет, но без бахвальства — всё ваше, мы тут только исполнители».

«Новая» уже отмечала, что психотип Тихона комфортен для Путина, в отличие от психотипа Кирилла. И президент РФ не скупится на знаки внимания: посещает Тихона на всех местах его служения, хвалит его выставки и проекты, награждает орденами (18 ноября митрополит получил очередной — «За заслуги перед Отечеством» II степени). На таком фоне «остепенение» Тихона — очевидный шаг в направлении уже чисто политической карьеры, «по государеву призыву».

Заговоры, происки и прочая «психоистория»

Текст диссертации тоже наводит на эти мысли. Автор мало интересуется богословием, церковной жизнью (ей посвящены всего три абзаца в основном тексте), зато страстно описывает политические интриги, воспринимая историю как психологический триллер, наполненный заговорами и коварными происками врагов. У соискателя нет профильного образования, никаких его научных работ, кроме статей, связанных с этой диссертацией, в наукометрических базах не значится. Впрочем, назвать научным труд, который был защищен 24 декабря, можно с очень большой натяжкой. Судите сами.

Уже во вступлении Тихон заявляет, что его работа не о прошлом, а о настоящем (отсюда не истфак, а факультет госуправления):

«Кризис государственности в конце ХХ столетия по ряду параметров имел сходство с революционными событиями 1917 г… Сегодня, когда нарастают угрозы нашей государственности, исходящие, в первую очередь, из-за рубежа, вопрос о жизнеспособности российского общества вновь становится чрезвычайно актуальным». Свои наработки автор предлагает использовать «при совершенствовании стратегии национальной безопасности и осуществлении политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Стиль работы — литературно-публицистический — конечно, сильно облегчает ее восприятие массовой аудиторией, но ставит под вопрос научную ценность. Кажется, что владыке просто настойчиво посоветовали оформить как диссертацию свою свежую книжку «Гибель империи. Российский урок». Диссертант этого и не скрывает: «Согласно Положению о присуждении ученых степеней в МГУ, [в книге] отражены основные результаты, положения и выводы исследования».

Соответственно, главный пафос книги перетек в диссертацию: извечный враг русской государственности — прозападная либеральная интеллигенция, которая превратила себя в «беспроигрышный проект по беспощадному сокрушению собственной страны». Конечно, крах государственности невозможен без масонского заговора. Тихон напоминает:

«Из 34 человек, которые будут занимать министерские посты во Временном правительстве, 29 были масонами… Схожую ситуацию можно наблюдать и во втором центре власти — Петроградском совете, председатель исполкома которого, упомянутый уже Чхеидзе, и два его заместителя, в том числе и Керенский, — тоже являлись масонами».

Владимир Путин и Тихон Шевкунов. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

В общем, революционное «двоевластие» и противоречия между либералами и социалистами были обычной масонской разводкой — всё было запланировано заранее на тайных заседаниях лож. Еще один пример научного уровня исследования:

«Одной из самых сложных фигур в царском окружении был Григорий Ефимович Распутин, — пишет диссертант. — Имеется немало оснований утверждать, что он не был тем монстром, за которого его выдавала сплетня и тогдашняя российская пресса». 

Источников нет, надо верить на слово.

Основной нерв работы — исследование «психологии революции», причем чисто литературными (если не сказать — обывательскими) методами. Диссертант живописует эмоции участников событий: 

«Хотя всякий, кто имел терпение, мог купить ржаной хлеб без ограничений, ситуация из накаленной переходила в паническую… Мятеж был уже в разгаре, и Дума на его стороне. Но Император об этом ещё не знает. Зато знает председатель Думы Михаил Владимирович Родзянко. И начинает активно действовать. Его задача — запугать Царя». Митрополит ссылается на мнение «известных ученых — историков», которые приходили в Сретенский монастырь. Не называя имен! Мнение отличается оригинальностью: «Чего хотели лидеры революции? Да порулить они хотели… Порулить!»

Рассуждения новоиспеченного кандидата наук о психологии и психиатрии тоже плакатны:

«В эти трагические дни царила тотальная, поразительная внушаемость… Невыдержанная, падкая на обещания народная масса стремительно увлекалась рецептами, предлагавшими немедленные и якобы единственно верные решения… «Заигрались. Доигрались»… Есть такое понятие в психиатрии — массовый индуцированный психоз. Или заразная психическая эпидемия». 

Но вместо ожидаемых ссылок к трудам по психиатрии автор приводит… полотно Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года». «Взгляните внимательно на эти лица, — призывает соискатель диссертационный совет (?). — Разве это лица нормальных людей?» И ведь не поспоришь. Элита, свергавшая царя-батюшку, продолжает Тихон, «не имела никакого представления, никакого реального плана преобразования страны». И это «научное открытие» надо принимать на веру.

Не подумайте, что ученый митрополит — заскорузлый монархист-антисоветчик. Вовсе нет! Он испытывает гордость за Советский Союз:

«Россия, пусть уже советская, в конце концов воспрянула и успешно воспользовалась частью великого наследства, доставшегося ей от России императорской. А наш народ с величайшим энтузиазмом, не останавливаясь ни перед какими жертвами, взялся за то дело, на которое он показал себя единственно способным в деле государственного строительства: устройством новой великой державы — теперь уже советской».

Опальный олигарх Сергей Пугачев, который утверждает, что познакомил в конце 90-х Путина и Тихона, так описывал мировоззрение последнего:

«Он очень советский, заставляет хор Сретенского монастыря исполнять советские песни. У него винегрет в голове… Есть у него, на мой взгляд, страшная черта для священника: чинопочитание».

Российский религиовед Николай Митрохин, работающий в Бременском университете, задается вопросом о предположительном интересе к будущему митрополиту со стороны КГБ СССР. Оставим это предположение будущим историкам церкви. Отметим лишь факт: неожиданное для того времени трудоустройство выпускника ВГИКа в Издательский отдел Московской патриархии, о председателе которого — митрополите Питириме — Тихон вспоминает с необыкновенной теплотой, и резкий карьерный взлет в начале 90-х. Который закончился необыкновенной доверительностью его отношений с Путиным. Будучи наместником монастыря на Лубянке, Тихон окормлял многих высших офицеров ФСБ, а в своем интервью 2019 года говорил, что не видит ничего плохого в сотрудничестве высшего духовенства с КГБ — дескать, церкви это принесло только пользу.

Николай Митрохин. Фото: Нpravlife.org

Специалист по истории церкви эпохи Русской революции профессор Михаил Бабкин весьма негативно отозвался о диссертации Шевкунова в беседе с «Новой»: «Это компиляция. О политической позиции духовенства — почти ноль. Зато содержится призыв государству (с. 180, самый последний абзац Заключения) более эффективно противодействовать деструктивным факторам».

Тихон, как можно представить, хочет, чтобы его работа помогла Путину не допустить ошибок Николая II. Почему автор такой работы носит сан митрополита, интересует ли его религия как таковая? Если искать ответ на этот вопрос в диссертации, то получится, что в самой минимальной степени. Лишь раз, ближе к концу, Тихон упоминает, что «первопричиной» падения Российской империи был «повсеместный упадок духовной жизни, формализация, а за ней омертвение церковной веры во многих слоях русского народа».

Вот узнать об истинных причинах этого явления было бы реально интересно. Без этого вся «психоисторическая концепция» Тихона не склеивается: цветущая империя, которой правил выдающийся государь, русский народ избран Богом, мировая война вызвала всплеск патриотизма — и пожалуйте, «омертвение веры».

…Ученая степень по госуправлению, безусловно, открывает новые горизонты перед митрополитом Тихоном. Но это вовсе не значит, что владыка вскоре предстанет перед нами в кресле премьер-министра или спикера Госдумы. В авторитарной системе такие должности играют техническую роль. Скорее, это значит, что будущий патриарх, каким его видит Путин, будет не столько «отвлеченным» религиозным деятелем, сколько человеком государственным — заведующим патриотической идеологией и традиционными ценностями. Как бы ни подвизался на этом поприще Кирилл, он остается человеком из прошлого, рудиментом клерикальной системы. Тихон — человек из настоящего, правильно и творчески выражающий все интуиции и грезы лидера нации.