Комментарий · Общество

Зашел в интернет — поздоровайся с государством

Роскомнадзор разработал приказ, который теперь касается каждого пользователя. Ваша жизнь — прозрачна

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Есть вещи, про которые можно писать бесконечно: как замедляют Ютуб, как блокируют сайты и как Роскомнадзор будет следить за перечисленным. Последний приказ ведомства — предоставить данные о пользовательских соединениях, чтобы следить за тем, кто подвергает себя тлетворному влиянию свободного интернета, используя обход блокировок, а кто нет.

Роскомнадзор хорошо устроился. Зайдешь со справедливой претензией: «Вы вообще зачем тут это?» — «А мы ни при чем! Потому что требование прокуратуры, постановление правительства, доклад комитета в Госдуме. Еще вот список тех, кто может от нас требовать заблокировать интернет. Еще мы сами чуть-чуть, но опять же в рамках законодательства, которое тоже не мы придумали».

Исполняя закон о защите граждан от информации, которая по сегодняшним меркам может быть абсолютно случайной, ведомства действуют во все стороны. Прокуратура, например, может требовать что-то заблокировать. Надо исполнять. Создатели многочисленных сервисов, облегчающих доступ в интернет, параллельно дают людям возможность потреблять запрещенный контент. Нехорошо. Надо наказать. А теперь давайте посмотрим, кто в Сети смотрит запрещенку?

В ходе виртуальной битвы — в местах средств обхода блокировок — давно ведутся позиционные бои: шифруются заголовки, один трафик подменяется другим — и все это поверх другого протокола.

Что-то скрывается, что-то остается видимым по физическим характеристикам: если вы скачиваете большой файл или смотрите видео, это может выделяться из общего потока. А может и нет. Игра в кошки-мышки.

Но теперь Роскомнадзор, перейдя в наступление, решил заглянуть к пользователям, чтобы посмотреть, какими устройствами они пользуются и какой тип трафика генерируют. Даже без всяких там репрессивных целей — информация на миллиард. Но увы, традиционно будет хуже. Отныне государство официально будет знать, пользуетесь вы запрещенкой для выхода в интернет или нет. И в случае чего прийти с участковым и попросить объяснить, зачем вы используете для доступа в Сеть специальное ПО? Глядишь, и технику могут изъять. Сегодня это, увы, обычное дело.

Ведомство давно стало символом цензуры и запретов. То, что в официальных пресс-релизах считается гордостью и заботой о защите граждан, в реальности — наказание их же. При всех неудобствах мир-то не сильно теряет от отсутствия российского рынка. Это народ внутри страдает.

Масштаб абсурда любопытен. Следите за руками: что-то блокируют — множество людей начинают использовать средства обхода. Замедлили YouTube — и вот еще больше россиян на цифровой свободе. С приятным финансовым бонусом: блогеры начали зарабатывать больше на рекламе за счет притока заграничного трафика. Так все усилия приводят к обратному результату.

И что делать?

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В длинном списке запретов пока отсутствовал конечный пользователь. Гонялись то за одними, то за другими. Простым гражданам, чтобы отправиться за решетку, все еще нужно было совершить какие-то действия: лайк поставить или комментарий написать. Теперь, получив доступ к информации о соединении и обнаружив там подозрительные паттерны, можно придумать, как посадить просто за факт выхода в интернет. Вы пользуетесь подозрительным устройством/программой — явно в целях экстремизма-терроризма. А таковыми устройствами/программами может оказаться и самый дешевый компьютер Raspberry Pi или программное обеспечение типа торрентов.

Страшно? И правильно. Такие вещи хорошо действуют на массы.

— Что, теперь и с VPN опасно?

— Да вроде нет, но вдруг что.

— Ой, не буду от греха…

Но с другой стороны, речь идет о десятках миллионов пользователей — всех наказать невозможно. И тут включается русская рулетка: пара показательных дел, а дальше — по накатанной колее репрессий.

Удивительно, но суверенный интернет, о котором так мечтали, превратился не в независимую систему, как это в теории должно работать, а в виртуальный загон, где шаг вправо, шаг влево — побег, прыжок на месте — попытка улететь.

Ладно, половина хотя бы пытается сопротивляться, и если кто-то будет пойман, то за активные действия. Что-то там устанавливал, скачивал, обходил и тем самым имел доступ к запрещенной информации. Но тем, кто этого не делал, еще хуже. В теории — вы как на ладони. Может, без больших подробностей о вашей виртуальной жизни (все же большинство сайтов используют шифрование, не позволяющее определить, что вы там непосредственно делали), но все же ход государственной мысли предсказать можно, а значит, и предъявить обвинения.

Добро пожаловать в цифровой ГУЛАГ. Если раньше вас запугали так, что вы боитесь размещать какие-то фотографии, выражать свое мнение в комментариях, делиться ссылками на издания, которые вы читаете, то теперь дело зашло намного дальше.

Если бы не последствия, то регуляция интернета на примере Роскомнадзора выглядит, мягко говоря, комично. Крупный бизнес вроде так называемых запрещенных социальных сетей — на это забил. Google не сильно переживает о штрафе с кучей нулей. Среднему бизнесу по большому счету все равно. Некоторые и сами не рады пользователям из России. Массам не очень удобно, но это их проблемы. Запрещенная и прочая не соответствующая партийному духу информация живет своей, вполне достойной жизнью. Вся деятельность последних десятилетий, все потраченные средства как на железо, так и на бесконечный PR под прикрытием защиты граждан, в итоге оказался инструментом информационного контроля и наказания.

Общая тревога не позволяет погрузиться в детали. Максимум, на что хватает, — посмотреть материал «Что подорожает в следующем году», вздохнуть и дальше вернуться к своей бренной жизни. Новости — вообще несправедливая штука: так много событий, в том числе и в области законотворчества, что очередной приказ, постановление или законопроект остаются незамеченными. Плюс вечный трюк с отложенным сроком действия. Вам орешь: караул! А дальше выясняется, что не прямо сейчас, а в апреле, а до него еще дожить надо, и там вообще — видно будет…

Роскомнадзор, а значит, и все остальные ведомства, получат доступ к истории сайтов, которые вы посещаете, и типам устройств, через которые вы в интернет заходите.

Что можно извлечь из этой информации, как ей распорядиться и какие последствия это может иметь — вопрос фантазии репрессивного аппарата, которая в нынешней России хорошо развита.

И главное — тема всплывет не завтра и не через неделю. Через полгода, например, кого-то задержат за использование тех или иных программ. И на логичное возмущение — а сегодня декларируется, что все регулирование интернета не касается преследования пользователей — «Консультант-плюс» по соответствующему запросу даст ответ: все в рамках закона. А ваш интерес к проблеме станет известен кому надо.