Простое решение
Разговоры о том, что российский учитель беззащитен перед школьниками, идут не первый год. И насилия детей по отношению к учителям — так же, как и насилия учителей по отношению к детям — в отечественных школах, похоже, меньше не становится. Любым поисковиком, когда ни пробуй (мне иногда приходится отслеживать по работе), легко найдутся самые свежие, от пары часов до месяца-двух, новости о том, как «ученик ударил учителя» или «учитель ударил ученика» — например, вот и вот. Но все разговоры о системных решениях в области школьной дисциплины уже много лет не выходят за рамки обсуждений в профессиональных сообществах.
Между тем учителя громко требуют защитить их от учеников, которые их обижают, и общество в целом согласно с тем, что детям следует ставить какие-то границы.
Совет по правам человека год назад, в декабре 2023-го, получил от президента Владимира Путина поручение разработать меры по защитите учителя. Одновременно в Закон об образовании были внесены поправки, законодательно закрепляющие право учителей на уважение их человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и физического и психического насилия.
Казалось бы — тут-то и следует развернуться. СПЧ получил карт-бланш: вот широкий простор для обсуждения таких больных вопросов, как дисциплина в классе, обучение учителей ненасильственным способам ее восстановления, работа с проблемными семьями. Можно разработать алгоритмы правильного реагирования на кризисные ситуации в школе (учитель, даже если ученик безобразничает, не должен пускаться врукопашную). Можно распространить на всю страну опыт организаций, которые давно и хорошо умеют работать с трудными подростками. Да мало ли что можно вспомнить, обсудить и внедрить, имея президентское поручение, экспертное сообщество и хотя бы маломальское умение гуглить и анализировать.