Есть такая детская головоломка, которую разгадывали, наверное, все поколения российских детей за все время, пока вообще существуют головоломки в рисунках: что не так на картинке? Клубника на деревьях, кошка в собачьей будке, луна и звезды днем, тень падает не в ту сторону, часы без стрелок — вариантов много. Александр Герцен в трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии» разгадывает эту головоломку на протяжении всего действия — только в более сложном ее варианте, для взрослых: что не так с Россией?
Хотя вообще-то на этот вопрос, сам по себе такой же старый, как детская загадка с картинкой, пытается ответить не только он — а все главные герои пьесы: и Бакунин, и Огарев, и Белинский, и Чаадаев, и Тургенев, и Станкевич, и Аксаков. В общем, как принято говорить, весь цвет отечественной философской мысли XIX века.
И оказывается, что и неправильности на картинках, изображающих российскую повседневность, и попытки их исправить — это все то, что мы уже знаем по собственному сегодняшнему опыту или о чем мы уже читали. Но показать их с такой наглядностью и так ласково-саркастично, как сделал это Стоппард, мало кто способен — и поэтому именно «Берег утопии» мы рискнем сегодня перечитать.