«Щелкунчик» был создан легендарным творческим дуэтом Петра Чайковского и Мариуса Петипа в 1892 году (за год до смерти композитора), но, по словам историка балета Юлии Яковлевой, был невысоко оценен как публикой, так и самими соавторами. Универсальным символом праздника и волшебства в дореволюционной России «Щелкунчик» не стал. Современный канонический статус балет обрел лишь в советское время: сначала — в постановке Василия Вайнонена 1934 года, но особенно — в версии Юрия Григоровича на сцене Большого театра в 1966 году. Именно тогда «Щелкунчик» был показан вечером накануне Нового года, и с тех пор это стало настоящей традицией.
В первые десятилетия существования спектакль был не просто труднодоступен для простых советских жителей — попасть на постановку было почти невозможно: по словам журналиста Эдуарда Дорожкина, «новогодний «Щелкунчик» всегда был «целевиком» Госкоминтуриста: зал целиком выкупался для групп иностранцев, приезжавших в Москву на фестиваль «Русская зима». Разумеется,