Сюжеты · Политика

Бомбить на упреждение

Чего ждут в Израиле от смены власти в Сирии

Роман Янушевский, главный редактор сайта «9 канала» (Израиль), специально для «Новой»

Сирийцы празднуют падения режима Башара Асада, развернув флаг сирийской оппозиции на площади Омейядов в Дамаске, 9 декабря 2024 года. Фото: OMAR HAJ KADOUR / AFP / East New

Вечером 9 декабря и в ночь на 10-е ВВС Израиля провели одну из самых масштабных операций в своей истории. Было нанесено около 300 ударов по соседней Сирии. Это первый знак того, что отношения Израиля с новыми сирийскими властями могут складываться сложно. 

Целями для атаки стали военные базы армии Асада — десятки самолетов и вертолетов, военные корабли, системы ПВО, склады с оружием. Удары были нанесены по сирийской базе ВМС в порту Латакии, а также по базе ВВС в районе Камышлы на северо-востоке страны, который сейчас контролируется курдским ополчением.

Перед израильскими военными была поставлена задача не допустить попадания остатков химического оружия и важных вооружений экстремистам, чтобы оно впоследствии не могло использоваться против Израиля.

Атаки анонсировали министр обороны Израиля Исраэль Кац и министр иностранных дел Гидеон Саар. Кац заявил, что Израиль усилит атаки на сирийские склады с передовым оружием. По его словам, армия «уничтожит тяжелое стратегическое вооружение, развернутое в разных частях Сирии, включая ракеты земля-воздух, системы ПВО, ракеты земля-земля, крылатые ракеты, ракеты дальнего действия, береговые ракеты». 

В то же время министр иностранных дел Гидеон Саар объяснял журналистам, что Израиль не намерен вмешиваться во внутренние сирийские дела, но заботится о защите своих граждан. «Вот почему мы атакуем стратегические системы оружия, как, например, остатки химического оружия или ракеты дальнего действия, — чтобы они не попали в руки экстремистов», — сказал он.

Первые страницы газет, освещающие падение режима Башара Асада. Фото: ATTA KENARE / AFP / East News

Дилеммы Израиля

По сути, Израиль разоружил новые сирийские власти, лишив их стратегического оружия, которое упало к ним в руки вместе с падением режима Асада. Это означает, что в Иерусалиме не знают, чего ожидать от новых владельцев Сирии — разношерстных вооруженных группировок, всего за 11 дней без особых сложностей захвативших страну, а потому играют на опережение. 

В прошлом, на пике гражданской войны в 2015–2017 годы, оппозиционные Асаду группировки контролировали районы, прилегающие к границе с Израилем. Боевики неоднократно обращались к Иерусалиму за помощью. Отказавшись открыто поддержать их, Израиль тем не менее осторожно взаимодействовал с ними. Например, в израильские больницы поступали на лечение «раненые сирийцы», которых никто не спрашивал, за кого они воюют.

И на этот раз в начале своего наступления на севере Сирии представители этих группировок просили Израиль помочь им. Об этом объявил израильский исследователь Мордехай Кейдар, широко известный в арабском мире и периодически выступающий в арабоязычных СМИ. По его словам, группировки передали ему список вещей, которые были им необходимы, — они надеялись получить их от Израиля. Кейдар заявил, что передал этот список правительству. Получили ли они то, что хотели, остается неизвестным.

Сирийские группировки объединяет только одно — намерение сменить власть и избавить Сирию от иностранного влияния. Их союз возглавляет «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), исламистская организация, признанная террористической в России, США, Турции и ООН. Когда-то давно она отпочковалась от «Аль-Каиды»* и «Фронта Нусра»*, к ней присоединились другие группы со схожей религиозной идеологией. Вместе они красиво называются оппозицией.

Есть вероятность, что победа этих группировок означает лишь новый, еще более кровавый виток гражданской войны в Сирии, потому что сил, победивших Асада, несколько, и их интересы не всегда совпадают. Это может привести к вооруженным столкновениям и борьбе за власть.

9 декабря агентство Reuters опубликовало фотографию одного из «оппозиционеров» — боевика в военной форме с нашивкой «Исламского государства»*. Эта террористическая группировка не раз пыталась устроить теракты против израильтян, поэтому в Израиле со смешанными чувствами следят за сменой власти в соседней Сирии.

С одной стороны, Башар Асад был членом иранской оси сопротивления, созданной для уничтожения Израиля. Он позволил иранскому Корпусу стражей исламской революции освоиться в своей стране и атаковать с ее территории Израиль.

С другой стороны, все было достаточно предсказуемым. Вплоть до начала гражданской войны в Сирии на протяжении многих лет сирийская граница оставалась одной из самых спокойных в Израиле. Лишь когда возникла непосредственная угроза его власти, Асад был вынужден начать опираться на поддержку внешних сил — России и Ирана, чтобы сохранить свое кресло. 

Дамаск, 9 декабря 2024 года. Фото: OMAR HAJ KADOUR / AFP / East News

И не друг, и не враг, а так

Единственное, чем он мог расплатиться со своими союзниками, на чьи штыки он опирался, — это частью своего суверенитета. Он позволил России развернуть несколько военных баз в Сирии, в том числе, две крупные — морскую в Тартусе и авиабазу в Хмеймиме.

База в Тартусе (пункт материально-технического обеспечения, ПМТО) существовала еще с 1971 года, но к 2008 году на ней в рабочем состоянии оставался лишь один плавучий причал. Но уже несколько лет спустя эту базу расширили и укрепили, она стала крупным логистическим центром, так как Россия возродила Средиземноморскую эскадру. В 2017 году РФ и Сирия подписали договор о расширении ПМТО и передаче объекта России в безвозмездное пользование на 49 лет. 

Авиационная база в Хмеймиме находится в городке Джабла в окрестностях морского порта Латакия. Она была создана на базе местного международного аэропорта, после того как в 2015 году Россия вмешалась в сирийскую гражданскую войну на стороне Сирии, поддержав Асада. Это вмешательство позволило переломить расклад сил в стране в пользу президента.

Помимо этих двух баз в Сирии есть и другие очаги военного присутствия России.

Российская армия помогла развернуть по всей Сирийской арабской республике батареи ПВО, и отчасти их обслуживал российский персонал.

Перспективы сохранения за Россией этих военных баз туманны. Председатель комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов заявил журналистам: «Наши базы выполняют важнейшую функцию там, и они продолжат эти задачи выполнять в соответствии с решением нашего президента и главнокомандующего». Сообщается также о договоренностях с сирийской вооруженной оппозицией о сохранении этих баз. Но ничто не мешает новой сирийской власти передумать, после того как она более-менее освоится.

Россия в первые дни наступления оппозиции помогала Асаду, нанося удары с воздуха по боевикам, но неизвестна эффективность этих ударов. Затем Москва дала указание вывести часть своего флота с базы в Тартусе под предлогом учений и начала возвращать развернутые зенитные батареи на свои сирийские базы.

Танковое подразделение израильской армии (ЦАХАЛ) вошло в буферную зону на границе с Сирией близ сирийского города Эль-Кунейтра. Фото: MENAHEM KAHANA / AFP / East News

Другим союзником Асада стал Иран. Летом 2020 года Сирия и Иран подписали всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в военной сфере. Если до этого иранцы появлялись в Сирийской арабской республике негласно и не афишировали этого, то сейчас иранцы наводнили Сирию. Они оседали в нескольких частях страны — в районе Алеппо, где традиционно проживают шииты, — иранцы начали в массовом порядке скупать дома и бизнесы в Дамаске и окрестностях, а также в районах, граничащих с Ираком.

Сотрудничество двух стран позволило иранскому Корпусу стражей исламской революции развернуться и открыто основать серию военных баз, направленных против Израиля. Все последние годы через сирийскую территорию и Ирак из Ирана осуществлялась контрабанда оружия ливанской шиитской группировкой «Хезболла». Приход к власти сирийских группировок, выступающих против Ирана, значительно ослабляет позиции Тегерана в этой стране. Это означает еще, что помочь «Хезболле» восстановиться после только что завершившейся войны с Израилем Ирану будет гораздо сложнее. Впрочем, иранские власти надеются, что смогут договориться с группировками.

Как сообщает британская The Telegraph,

в руководстве КСИР идет разбор полетов: как Иран смог допустить падение Асада? Руководители структуры перекладывают ответственность за это друг на друга.

The Wall Street Journal сообщает, что иранские чиновники не помогли Асаду, посчитав, что тот не подготовился к возможности наступления группировок. Согласно публикации, когда сирийский президент попросил их о помощи, они ответили ему, что не могут отправить ему свои силы и боевиков из-за Израиля. Иранский самолет, направлявшийся в Дамаск на неделе, развернулся уже в воздухе из-за угрозы израильских авиаударов, сообщили изданию сирийские чиновники.

Вместо предоставления помощи Иран дал распоряжение своим подразделениям Корпуса стражей исламской революции в Сирии и проиранским боевикам избегать участия в боях. Иран вывез своих дипломатов и военных советников, а затем договорился с вооруженной оппозицией, что занимаемые иранцами районы будут переданы мирно под их контроль.

«И Россия, и многие в сирийском режиме, включая высокопоставленных политических лидеров и военных, поняли, что Асад — это тонущий корабль», — отмечает Лина Хатиб, специалист по Ближнему Востоку.

После того как союзники не смогли или не захотели спасти его, Асад остался один на один с наступающей армией боевиков, в то время как его силы не смогли организовать эффективного контрнаступления. Его режим пал всего за 11 дней.

* Организации признаны террористическим и запрещенны в РФ.