Сюжеты · Общество

Атака «кимов»

Приморские медиа столкнулись с массовым вбросом фейков про проблемы с северокорейскими военными

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Военнослужащие КНДР во время встречи российской военной делегации во главе с министром обороны РФ Белоусовым. Фото: Вадим Савицкий /ТАСС

Во время недавнего визита министра обороны РФ Андрея Белоусова в КНДР приморские телеграм-каналы подверглись атаке фейков. «Анонимные информаторы» под видом обеспокоенных читателей присылают сообщения о том, что северокорейские солдаты якобы доставляют массу неудобств жителям края (в частности, города Уссурийска). К стандартным ботам пророссийской пропаганды все давно привыкли и либо банят, либо не реагируют. Но этот случай — особенный. Во-первых, потому, что нероссийская пропаганда до этих широт так явно еще не дотягивалась, а во-вторых, потому, что специфика этих вбросов совершенно иная, непохожая на привычную нам госпропаганду. Подробностями с «Новой» поделился админ одного из приморских телеграм-каналов.

Атака фейков началась 30 ноября, затронула несколько общественно-политических телегам-каналов с разной позицией и подачей информации и, по нашим данным, продолжается до сих пор. В «предложку» посыпались сообщения с совершенно необыкновенными, манящими любого админа историями.

«Кто бы это ни был — пресловутое ЦИПСО или какие-то шутники внутри страны, или представители пропаганды стран НАТО — информационную кампанию они выстроили продуманно, почти на отлично, — рассказывает администратор приморского тг-канала, специализирующегося на общественно-политических новостях и конфликтных историях. — Вот смотрите. В 6 утра 30 ноября приходит в наш бот нейтральное сообщение от аккаунта, который к настоящему времени уже удален. Под видом волонтера нам писали о том, что вот, мол, поддерживаем «наших ребят на передовой», помогает государство и «даже КНДР неожиданно включилась — спальники, коврики, всё это нужно и важно. Любая помощь ценна, особенно сейчас». И фото приложили — со спальником, ковриком, картонными коробками с красной наклейкой с надписью по-корейски и по-русски «От великой державы для России. Вместе — сила». И детским рисунком с корейскими солдатами.

Информационного повода в сообщении не было, так что мы просто прочитали и забыли. Позже стало понятно, что это сделано специально для усыпления бдительности админов и создания общего фона.

Второе сообщение пришло вечером. Якобы из Уссурийска, от мамочки школьника (имя мамочки Арина Дроздова). Я процитирую: 

«Пишу Вам потому, что может, вы знаете что-нибудь о задании для младших классов нарисовать плакат для наших северокорейских союзников. Потому что я не понимаю. Во-первых, это очень сложно для ребенка 7 лет (даже для родителей это геморрой). Ну а во-вторых, почему по задумке учителей наши дети должны что-то вообще делать для корейцев? У нас что, своих ребят в армии больше нет? Им больше ничего не нужно, всё есть, или неприятно, когда дети присылают те же письма? Может, стоит огласке вообще придать это всё, потому что какая-то нездоровая ситуация… вообще интересно, это по всей России или по Уссурийску, или вообще это «инициатива» только нашей школы».

В подтверждение приложены скриншоты из переписки двух возмущенных ситуацией родительниц в телеграме. Что удивительно: на уточняющие вопросы (для всех ли это, назовите номер школы?) человек ответил! Мол, пока не знает, а школа — 27-я. И мы бы даже поверили! Сами посудите: вам адекватно отвечают, история в общем-то такая вполне могла произойти (в школах нынче всякое бывает), даже номер реально существующей школы называют и прикладывают как будто бы подтверждения. Да и незадолго до этого приходило сообщение от волонтера с «детским рисунком». Хитро придумали!

Фото: соцсети

Или вот, допустим. Знают же, что против СВО никто писать не будет, поэтому прикинулись волонтерами и придумали вот такое: как будто бы некий Сергей «Рамзес» Точилин опубликовал видео о том, что больше месяца неравнодушные граждане собирали медикаменты для наших бойцов, но «командование запретило передавать медикаменты нашим воинам, приказав переправить всё новоприбывшим солдатам КНДР». Ну, конечно, идти на конфликт они боятся, а публичить информацию не боятся, можно подумать! Другой вопрос, что критически админы телеграм-каналов к таким делам обычно не подходят.

Есть у нас любимица приморских журналистов, пресс-секретарь Следственного комитета Аврора Римская. Злоумышленники скропали «дипфейк», где она якобы рассказывает о возбуждении уголовного дела по факту избиения ветерана СВО гражданами КНДР. Следком официально эту информацию опроверг и подчеркнул, что видео — монтаж. А кое-кто повелся. Именно нас спасло то, что мы за редчайшим исключением не освещаем темы, связанные с СВО. Но сам факт — иностранная пропаганда на святое покусилась! Это многие примерно так и восприняли.

Еще нам приходило сообщение о том, что у жителей Уссурийска дома свет отрубился и проводку замкнуло — вроде бы нейтральная новость, но видеоряд занимательный: как будто люди ходят в темноте, потом фонарик включают, и мужчина ни с того ни с сего говорит: «…Как на полигон корейцев завезли, так проводку нормально и не сделали». И на следующий день добивка — как будто бы какой-то «знакомый электрик» посмотрел и сказал, что виноваты корейцы на полигоне, потому что они много электричества тратят. Без второй части было бы убедительнее, конечно. Этому тоже вроде можно поверить, потому как в Приморье аварии с отключением электричества не редкость.

Из смешного, что пришло многим: душещипательная история про женщину, тоже из Уссурийска, которая якобы встречалась с северным корейцем (что само по себе нечастое явление), собиралась за него замуж, а как речь зашла о венчании и о том, что Ли Бин Вук должен будет принять христианство, он озверел и свою пассию избил. Интересно, кто-нибудь вообще написал про это из наших? Какая-то плохая мелодрама.

Вот тоже небылицы: якобы из цеха владивостокского завода по изготовлению дорожных знаков и всяких указателей прислали фото: «Теперь на табличках улиц будут добавлять надписи на корейском». Опять же, подготовились хорошо: в ответ на нашу просьбу ссылку на сайт заводика скинули.

Фото: соцсети

Этим как раз «их» пропаганда отличается от «нашей». Они вступают в диалог и делают это адекватно, неконфликтно — в отличие от пророссийских ботов, которые не отвечают на вопросы граждан и часто пользуются хамской риторикой. Они пишут по-человечески и предоставляют детали, фото, видео. 

Они, очевидно, знакомы с особенностями ситуации в медиа и спецификой территории (возможно, изнутри) и пишут не общие вещи, а бьют по довольно конкретным болевым точкам.

Они (в отличие от российской пропаганды, у которой ни строчки без президента или губернатора) работают «снизу», идут от простых людей.

Где же они прокололись? Во-первых, никто давно уже не верит в одновременные вбросы. Если бы пришло нам, например, только про школьные плакаты, кому-то про отключение света, кому-то еще про избиение ветерана СВО, — мы бы всем сообществом легче повелись на провокацию. А так: не было никакой информации, а тут вдруг — раз! — и сразу миллион сообщений! Подозрительная активность. Во-вторых, аккаунты странные, такие сильно палятся. В-третьих, ну про избитую девушку и таблички улиц на корейском с посылом «ах, эти Кимы наших русских красавиц бьют» и «кто-нибудь объяснит, что происходит?» — это уже слишком, конечно. И, наконец, они не учли, что приморские каналы часто перепроверяют информацию, в том числе и у официальных лиц.

Уже сегодня, я знаю, приходило другим каналам видео о том, что якобы КНДР поставляет для российских военных на СВО обезболивающие таблетки, которые не действуют. Но сейчас-то уже никто не верит».

По информации правительства Приморья, в соцсетях края выявлено более 20 публикаций с фейками, касающимися КНДР.

Приморье