— Вадим Павлович, в один день сняли руководителей КБ Туполева и Яковлева. При этом достаточно новостей, свидетельствующих об общем неблагополучии в нашем авиапроме и гражданской авиации. В том числе происшествия с «Суперджетом», перенос сроков испытаний и сертификации МС-21. Если ли у России шанс выправить ситуацию?
— Прогнозы строить сложно. Ведь мы все исходим из гипотезы о рациональной промышленной политике, которую можно проверить логикой и выстроить причинно-следственные связи. Но такой политики вообще-то нет.
Принимаются, в том числе, решения, которые против здравого смысла. А уж в последние пару лет прямо в управленческом зазеркалье живем. Это касается и авиации.
Если говорить об авиапроме в целом, то в прошлом году Чемезов (гендиректор «Ростеха». — Прим. ред.) сообщил, что в 2030 году в России будет тысяча отечественных гражданских самолетов. Всем сведущим людям было сразу понятно, что это невозможно. Но обсуждали всерьез.
Уже заканчивается 2024 год. Чтобы за оставшееся время произвести тысячу самолетов, надо в год производить 165 гражданских машин. А мы сегодня в год производим 120 летательных аппаратов всех типов, в том числе военных, включая вертолеты.