По самым разным причинам фильмы «вычеркивались» из конкурсов (игрового, документального, анимационного) в последний момент. Устроители пытались перепечатывать программы показов и даже фестивальные «программки», но не успевали.
Все началось с фильма Открытия. Задолго была объявлена трагикомедия «Яша и Леонид Брежнев» Эдгара Багдасаряна. Притча о пожилом человеке, который после выхода на пенсию (всю жизнь трудился на заводе по переработке «комбинированных отходов», проще говоря — фекалий) попадает в воображаемый мир советского прошлого. В этом счастливом и вожделенном видении он на короткой ноге с Леонидом Ильичом, приятельствует с бывшими руководителями соцстран и легендарными революционерами Латинской Америки, участвует в ХХV съезде. Там ему хорошо. Здесь — плохо.
Фильм совместного производства России и Армении, создан при поддержке Министерства культуры, выдвинут от Армении на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Но в России, судя по всему, прокатного удостоверения не получит. Во-первых, тема не совпадает с генеральной линией на возвеличивание прошлого. И потому юмор совершенно не уместен. Во-вторых, в роли Брежнева — друга пенсионера Яши — Максим Виторган. Какие тут могут быть вопросы?
Но устроители вышли из положения и успели договориться с продюсерами картины «Снег в моем дворе» режиссера Бакура Бакурадзе («Шультес», «Охотник», «Брат Дэян»). Это действительно замечательный фильм. А для молодой студенческой аудитории показ во всех отношениях авторской работы со своей интонацией, с чуткой камерой Алишера Хамидходжаева, с атмосферой старого исчезающего Тбилиси, с печальным юмором — весьма поучителен. Минувшим летом Бакурадзе получил приз за лучшую режиссуру на фестивале в Шанхае.