У Московской патриархии новая напасть, точнее — новый «вызов». Выступая на заседании бюро президиума Всемирного русского народного собора (да, такая там многоуровневая структура) 31 октября, его председатель патриарх Кирилл выразил беспокойство: на фоне СВО в стране усилились «некие попытки возродить язычество».
Успех языческих идей Кирилл связал с «ложным» тезисом, что «христианство якобы исключает личный героизм и доблесть» на фронте. Глава РПЦ констатирует «факт появления неоязычества* с его культом грубой силы и жестокости… в армейской среде» и характеризует это как «вызов подлинным ценностям русского мира».
Месяцем ранее, на заседании Высшего церковного совета РПЦ, Кирилл призвал священников, окормляющих ВС РФ, «постоянно обращать внимание воинов на подвиги христианских святых» — чтобы их образы вытесняли ставших модными языческих персонажей. Патриарх настолько напуган новым вызовом, что позволяет себе чуть ли ни критику СВО: «Война порождает к жизни деформированные формы духовности… В неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия — это место, где проявляется человеческая сила». Но угроза исходит не только от этого: «Новые технологии стали орудием в руках разного рода опасных людей, таких как оккультисты, неоязычники, эзотерики».
В поисках истинного врага
Базовая цель СВО — «денацификация Украины» — подразумевает, что в этой стране господствует нацизм. В качестве доказательства пропаганда приводит, например, бригаду «Азов», признанную в РФ террористической. Символика бригады содержит скандинавскую руну (по другой версии — сочетание букв I и N) и как бы ассоциируется с символикой подразделений вермахта.
В 2017 году сообщалось, что в местах дислокации «Азова» установлены изваяния Перуна. Руководство «Азова» не скрывало, что среди бойцов подразделения немало язычников (они предпочитают называть себя «родноверами»), но не меньше в нем и христиан. И в этом «Азов» мало отличается от российских добровольческих подразделений. Почитание Перуна — бога грома и войны — распространено по обе стороны ЛБС.
Помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими протоиерей Александр Бондаренко в 2015 году дал журналу «Православная беседа» интервью, наполненное тревожными нотками. На флоте «активировалась деятельность неоязыческих сект, — рапортовал замполит в рясе. — Некоторые также называют себя родноверами». Он усматривал в моде на язычество западное влияние — «потому что основные их нападки — на православие». Этот взгляд разделяет принадлежащий РПЦ телеканал «Спас». Недавно он выпустил программу об опасности неоязычества на СВО. В аннотации к ней звучат крамольные нотки: оказывается, даже «спустя тысячу лет после Крещения [Руси] рудименты языческого мышления окончательно не исчезли из нашей жизни. Они прорываются в спорте и на войне». Корреспондент «Спаса» Матвей Горбунов заявляет: на СВО существует «невидимая линия фронта», где «Россия борется за свою веру». Выходит, борется сама с собой?