«Все та же непобедимая мелодия, через столько уже процессов, лишь в вариациях: ведь мы же с вами — коммунисты! И как же вы могли склониться — выступить против нас? Покайтесь! Ведь вы и мы вместе — это мы!
Медленно зреет в обществе историческое понимание. А когда созреет — такое простое. Ни в 1922, ни в 1924, ни в 1937 еще не могли подсудимые так укрепиться в точке зрения, чтоб на эту завораживающую, замораживающую мелодию крикнуть с поднятою головой:
— Нет, с вами мы не революционеры!.. Нет, с вами мы не русские!.. Нет, с вами мы не коммунисты!»
(Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»)
Солженицынской цитате больше полувека, она уже и в школьные программы вошла, а понимание ее так и не вызрело. Более того, и сам автор в старости согласился, кажется, на это разлагающее «мы».
Иногда я думаю: как было бы хорошо, если бы правители отличались от подданных цветом кожи или разрезом глаз, да пусть хотя бы носами, волосами, чем угодно. И омоновцы с росгвардейцами тоже. Как в Китае времен династии Юань — наверху монголы, внизу коренное население. И никакого патриотического сентимента — это же наши, как же можно против них, тем более когда внешний враг на пороге.
Двенадцать лет назад вышел роман Александра Терехова «Немцы» о лужковской Москве. Главными героями были целиком погруженные в распилы и откаты чиновники одной из столичных префектур с именами вроде Эбергард и Хериберт. Одного для большей наглядности даже звали Фриц. Никакого объяснения, почему Москвой правят немцы, в книге не было. При чтении казалось, что вот-вот должна возникнуть мотивировка в духе альтернативной истории. Но автор обошелся без комментариев. Немцы — и всё.