В конце октября в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной начала работу выставка «Передвижники» — главная для музея в 2024 году. Грандиозное новое здание, проект которого появился еще в начале нулевых (так давно, что уже мало кто помнит о разрушении исторической застройки на его месте), строилось 10 лет и наконец стало доступно для посетителей. И выбор темы выставки для открытия нового корпуса оказался крайне символичным: как известно, с крупнейшей коллекции живописи передвижников, собранной Павлом Третьяковым, в конце XIX века началась история Третьяковской галереи как общественного музея. И вот спустя 130 лет новое здание, расположенное в нескольких шагах от исторического корпуса, открывается выставкой картин, неразрывно связанных в общественном сознании с именем Третьяковки.
При этом, несмотря на кажущуюся очевидность и даже банальность такого выбора (что может быть для русского человека хрестоматийнее живописи передвижников?), выставка не лишена больших амбиций: по словам организаторов, это первый за 50 лет масштабный проект, посвященный наследию передвижников как цельного направления. Разумеется, почти все художники, имевшие отношение к этому объединению, не сходили с афиш и были доступны зрителям в том же историческом здании Третьяковки, но попробовать вернуться к истокам и разместить эти картины вместе в одном зале — решение нетривиальное и отчасти рискованное. Ведь, как ни крути, традиционно крупные и вызывающие большой ажиотаж выставочные проекты обычно связаны с редким соединением картин одного или нескольких художников в одном пространстве, для чего их привозят из других городов и музеев.