Комментарий · Политика

Байден «опоздал уйти вовремя»

Как оценивают деятельность 46-го президента США: экономические и политические предварительные итоги

Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

46-й президент США Джозеф Байден. Фото: Pool / ABACA / Abaca / East News

Ожидая «второго пришествия» в Белый дом Дональда Трампа, еще более триумфального, чем восемь лет назад, Америка не жалеет критики для 46-го президента — Джозефа Байдена. Его одинаково жестко критикуют однопартийцы-демократы и «трамписты», число которых за последние четыре года значительно выросло. Впрочем, есть немало экспертов, которые отмечают, что рано подводить итоги президентства Байдена.

Уходя, уходи

В отличие от авторитарных стран, на независимых выборах кандидат от правящей партии, тем более преемник, назначенный сверху, а не выбранный снизу, обычно проигрывает. В 2020-м Байден обещал «спасти душу» Америки и «вернуть страну» на международную арену после первого срока Трампа и дал понять, что он в силу возраста идет только на один срок и станет необходимой стране «переходной фигурой». Он говорил тогда, что будет служить «мостом, а не чем-то еще». Цитата: «Есть целое поколение лидеров, которые являются будущим этой страны».

Но вопреки этим словам, следуя традициям последних десятилетий, Байден пошел избираться повторно, веря в то, что только он сможет остановить Трампа. Как пишет в журнале Newsweek Шон Филдс, профессор права из Калифорнии, если бы Байден сдержал свое «подразумеваемое обещание» не добиваться переизбрания, то демократические праймериз могли бы пройти среди десятков кандидатов. «Демократы добиваются успеха, когда у кандидатов есть время представиться стране, отточить свои аргументы в дебатах и ответить на запросы избирателей», — пишет Филдс.

Именно так Барак Обама и Джо Байден стали президентами — через победы в праймериз. Когда демократы «коронуют» лидера, как это произошло с Хиллари Клинтон в 2016 году или с Камалой Харрис в 2024 году (она даже не участвовала в первичных выборах), они остаются далекими от повестки избирателей. И еще важный фактор — Америка пока не готова избрать женщину. Будь это англосаксонские протестанты (WASP), убежденные католики-латинос или афроамериканцы.

За четыре года провозглашенный здешними либералами «спасителем демократии», Джо Байден уходит с поста с самым низким рейтингом одобрения за всю историю.

Новый опрос колледжа Эмерсона показывает, что только 36% американцев одобряют его деятельность, а 52% не одобряют. Центр Гэллапа, который отслеживает рейтинги американских президентов, начиная с Гарри С. Трумэна, установил уровень одобрения Байдена чуть выше — в 37%.

Как отметил один из самых известных политологов в рядах Демпартии (их здесь называют «стратегами»), старший советник Обамы Дэвид Аксельрод, «история будет к Байдену добрее, чем были избиратели в конце его срока». И далее: «Его наследие значительно больше, чем все его достижения. Он всегда будет человеком, который выступил и победил президента, поставившего себя выше нашей демократии (Трамп и события 6 января. А. П.).

Президент США Джо Байден и бывший президент США Барак Обама, 5 ноября 2022 года. Фото: SAUL LOEB / AFP / East News

Формально Байден уходит «непобежденным». Он единственный президент, который отказался идти на повторные выборы, уже заручившись необходимой поддержкой делегатов партийного съезда, который номинирует своего кандидата на президентские выборы. Линдон Джонсон, также отказавшийся от переизбрания добровольно, сделал это раньше, оставив партии возможность избрать лидера в дебатах на съезде.

Большинство сторонников демократов убеждены: если бы Байден остался в бюллетенях, был бы полный разгром. И в палате представителей конгрессменов-демократов было бы значительно меньше.

Как показал подсчет голосов, общая победа Трампа оказалась не столь впечатляющей (несмотря на 312 полученных им голосов выборщиков при необходимом минимуме в 276). В ночь выборов Дональд Трамп с характерной «скромностью» заявил о «беспрецедентном и мощном мандате». Но его отрыв от Камалы Харрис по голосам избирателей снизился с трех процентных пунктов на утро после выборов до 1,58. Это не только на полпункта меньше, чем отрыв Хиллари Клинтон от Трампа по голосам избирателей в 2016 году, но и уступает другим президентам. Барак Обама выиграл с перевесом в 3,9 п.п. в 2012 году и 7,2 п.п. в 2008 году, а Джордж Буш-младший выиграл по голосам избирателей с перевесом в 2,4 п.п. на выборах 2004 года.

Как считают функционеры Демпартии, если бы у Харрис было больше времени, она могла бы победить. Они упорно противятся другой точке зрения: 

избиратель счел повестку Трампа — массовую депортацию нелегальных мигрантов и обещание поднять производство внутри Америки за счет тарифов и налогов — важнее, чем приоритеты Харрис:

зеленая экономика, защита прав трансгендеров и других меньшинств и т.п. Трампу удалось представить ее программу леволиберальной, он называл Харрис «товарищ Камала». А слово «социализм» в Америке ругательное, в отличие от Швеции и даже Великобритании.

Главный упрек Байдену со стороны представителей Демпартии — он позабыл правило великих спортсменов и артистов: лучше уйти со сцены (арены) на день раньше, чем на минуту позже. Провал старейшего президента в американской истории на телевизионных дебатах, где он путался в мыслях и терял ориентацию, показал избирателям, что пути вперед для него нет. За 90 минут эфира он растерял поддержку. Функционеры и лидеры партии, включая бывшего спикера Нэнси Пелоси и президента Обаму, ее главные спонсоры однозначно дали понять хозяину Белого дома: нужно уходить. В сознании обывателей укоренился образ «трясущегося дедушки Джо». Как пишет обозреватель AP Джош Боак, в те самые дни, когда Трампа едва не убили на митинге в Пенсильвании, а он повторно вскочил на трибуну, победно сжимая кулак, Байден, проводя кампанию в Лас-Вегасе, сдал тест на коронавирус, получил положительный результат и вернулся в свой пляжный дом в Делавэре, чтобы восстановиться. Разительный контраст.

Молчание Байдена

После сокрушительного поражения партии Байден хранит молчание. Его единственное публичное обсуждение результатов выборов состоялось в краткой шестиминутной речи через два дня после выборов, когда он призвал граждан «воспринимать друг друга не как противников, а как собратьев-американцев» и «снизить температуру». Байден сказал: «Кампании — это состязания конкурирующих видений. Страна выбирает одно или другое. Мы принимаем выбор, сделанный страной. Я много раз говорил, что нельзя любить страну, только когда ты побеждаешь».

Во время шестидневного визита в Перу и Бразилию на саммиты стран Азиатско-Тихоокеанского региона и «большой двадцатки» Байден отказался проводить пресс-конференцию — обычное мероприятие для американских президентов во время таких поездок. Он игнорировал вопросы журналисток своего президентского пула о своем решении поставлять противопехотные мины Украине, об оценках выборов и даже о том, почему он не отвечает на вопросы прессы.

Источники из окружения Байдена в Белом доме сообщили, что он, похоже, рад, что давление выборов позади, а впереди скорое окончание президентства. Он выглядит более непринужденным и расслабленным, произнесит речи почти без оговорок, Байден оказал Трампу теплый прием на встрече в Белом доме. Новая легкость Байдена вызвала предположения, что он, возможно, в глубине души был рад победе Трампа, учитывая, что его вынудили отказаться от собственного переизбрания «соратники» из Демпартии. Крейг Ширли, историк, работающий над книгой о переизбрании Трампа, считает, что это естественно. «Разве вы не чувствовали бы того же? — заявил он газете Washington Examiner. — Если бы вас выгнали, потому что все говорили, что вы проиграете, а потом ваш преемник все равно проиграл? 

Вы думаете про себя две вещи. Во-первых, «ха-ха, я доказал всем, что они неправы». И во-вторых, «если бы я остался, я бы, возможно, победил».

Особо не комментируя итоги выборов, Байден и его команда стремятся эффективно использовать оставшееся время на траты финансовых средств, ранее выделенных Конгрессом. Уходящий президент объявил о выделении более 1,4 млрд долларов на поддержку инициатив по изменению климата, включая 1,2 млрд долларов, направляемых Министерству транспорта, чтобы дать штатам возможность использовать «чистые строительные материалы для транспортных проектов». 45 млрд долларов из Закона об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах 2021 года «пойдут на улучшение поездок на работу по всей Америке». Министерство транспорта объявило о выделении грантов в размере 3,4 млрд долларов на улучшение дорог, железных дорог и портов.

За последние две недели Байден дал Украине зеленый свет на использование поставленных США ракет против целей в России и приказал отправить на Украину мины. Сделка по Ливану между Израилем и «Хезболлой» — еще один пример его попыток укрепить свое наследие. Однако нерешенная проблема в секторе Газа перевешивает достижение перемирия в Ливане. Премьер Израиля, похоже, не скрывает, что он ждет, когда 20 января полномочия получит Трамп. «Не секрет, что были большие задержки в поставках оружия и боеприпасов. Эти задержки скоро будут устранены», — заявил Нетаньяху в телевизионном обращении, объявляя о сделке с «Хезболлой».

Фото: Rebecca Blackwell / Associated Press / East News

Весы наследия

У президента Байдена, что касается его наследия, есть много успехов, на которые можно указать, считает Ллойд Доггетт, конгрессмен-демократ из «прореспубликанского» штата Техас. «Но самым важным успехом было бы, если бы он ушел в отставку год назад и дал нам больше шансов не допустить возвращения Трампа и всего того вреда, который он нанесет нашей стране», — заявил законодатель, который в июле этого года стал первым из более 30 конгрессменов, объявивших, что Байдену не следует идти на перевыборы.

«Джимми Картер теперь будет очень рад, что он не был худшим президентом в моей жизни», — злорадствует конгрессмен-республиканец из Флориды Карлос Хименес. Ирония в том, что Байден, как говорят его советники, хотел, чтобы в результате президенства его сравнивали с Ф.Д. Рузвельтом, а сейчас его все сравнивают с Картером. Замечу, что по прошествии времени отношение американцев к президенту Картеру заметно улучшилось, в том числе благодаря его деятельности в роли международного миротворца. Такой же прогноз здешние эксперты и журналисты делают в отношении Байдена, взвешивая его успехи и неудачи.

За один срок в Белом доме Байден вывел страну из пандемии коронавируса и воспользовался незначительным большинством демократов в Конгрессе, чтобы принять программу помощи экономике на сумму 1,9 триллиона долларов и план борьбы с изменением климата. Он подписал двухпартийные законопроекты о развитии инфраструктуры, ужесточении правил владения личным оружием и производства полупроводниковых компьютерных чипов. Новые программы вдвое сократили детскую бедность, остановили выселение малоимущих и способствовали созданию 15,7 миллионов рабочих мест.

Жестокая ирония, пишет Франклин Фоер в издании The Atlantic, заключается в том, что эти долгосрочные инвестиции, которые обеспечили основу для экономического роста и снижения безработицы, вероятно, начнут окупаться политически при Трампе, который выступил против этих законов. 

Получается, что Байден передаст свое самое существенное наследие в качестве подарка главному оппоненту.

Байден вернул США на международную арену, сплотив вокруг США и НАТО коалицию из более 50 стран, поддержавших Украину.

Дуглас Бринкли, историк из Университета Райса, считает, что Байден стал для страны, измученной Трампом и пандемией, необходимой «передышкой»: «Он был идеальным человеком для того момента и доказал в эпоху поляризации, что двухпартийное законотворчество все еще возможно». У него не было толп обожающих последователей, как у Барака Обамы или Джона Кеннеди. Он не был кандидатом поколения, как Билл Клинтон. Были республиканцы Рейгана и есть нынешние «трамписты», но никогда не было «демократов Байдена», констатирует историк. Иными словами, Байден, избранный сенатором в далеком 1972 году (на момент избрания 29-летний, он стал самым молодым членом верхней палаты в истории), на протяжении десятилетий воплощал собой вашингтонский политический истеблишмент, но не стал символом страны. В отличие от Трампа.

Инфляция — рост цен на жилье, продукты, бензин (практически на всё!), нерешенная проблема с нелегальными мигрантами на южной границе и хаотичный вывод войск из Афганистана (по сути — верный, по форме — позорный) наложили тяжелый пресс на политическое наследие Байдена. Помимо трясущейся походки и характерных оговорок (в одном из недавних интервью президент не смог вспомнить фамилию министра обороны Ллойда Остина, назвав его «этот черный человек»), в историю США навсегда войдут кадры афганцев, цепляющихся за последний американский самолет, улетающий из кабульского аэропорта, и падающих на взлетную полосу. Бегство из Афганистана повлекло гибель 13 военнослужащих. Для Америки этого достаточно, чтобы не забыть и не простить такого верховному главнокомандующему. О «рейганомике» американцы вспоминают в целом позитивно, о «байденомике» — резко негативно. Инфляция обрушила рейтинг одобрения Байдена, измеренный Центром исследований общественных отношений AP-NORC, с 61% до нынешнего минимума в 37%.

При этом безработица находится на самом низком уровне за последние полвека, а рост ВВП остается высоким, что делает экономику США, как пишут здешние экономисты, «предметом зависти всего мира».

«Наследие Джо Байдена: экономически сильное, политически катастрофическое» — заголовок в журнале Time, с которым не поспорить.

Митт Ромни, бывший кандидат в президенты, соперник Обамы и сенатор-республиканец из Юты, так подводит черту: «Президент Байден — хороший, даже прекрасный человек. Но я думаю, что он очень неправильно понял наше общество».

Настаиваю: это предварительные итоги. Нам скоро будет с чем сравнивать.