Сюжеты · Общество

Окопная свеча в новогоднем оформлении

Для саратовских школьников (и их родителей) сбор гуманитарки для зимних нужд фронта стал сезонной рутиной

Надежда Андреева, собкор по Саратовской области

Фото: sarnovosti.ru

Еще год назад партия «Справедливая Россия» предлагала ввести в школах новый предмет — «Важные дела». По мысли авторов инициативы, на таких уроках дети должны отливать окопные свечи и плести маскировочные сети для отправки в зону СВО. Идея не стала новой строкой в школьном расписании, но по факту работа на нужды фронта вошла в повседневную реальность учеников и их родителей. В классных чатах с мам собирают деньги на покупку всего, что может пригодиться для спецоперации, — от влажных салфеток до средств радиоэлектронной борьбы. Ребята постарше шьют солдатские трусы и подшлемники. Для малышей проводят конкурсы окопных свечей в новогоднем оформлении.

СВО вошла в чат

В школьный чат пришло сообщение от классного руководителя: «Уважаемые родители! Приближается зима. Ребята на ЛБС мерзнут. Болеют. В данный период года очень нужны окопные свечи. Можно изготовить вместе с детьми. Всегда нужны средства личной гигиены. Влажные салфетки. Медицина. Только вместе мы сможем помочь ребятам выжить!» За тысячу дней спецоперации ЛБС стало устойчивой аббревиатурой (если кто-то каким-то чудом не знает, это «линия боевого соприкосновения»). Сборы с родителей школьников и детсадовцев на зимние нужды фронта — уже привычное сезонное явление. В прошлый раз окопные свечи просили в феврале. До этого — в январе. Еще собирают противоожоговые салфетки, бинты, нефопам (сильное обезболивающее).

У таких сообщений — два-три лайка (в чате класса — около трех десятков родителей). Никакой дискуссии тема не вызывает. «Желающих мало», — отмечает учительница по результатам каждого фронтового сбора. Санкций к тем, кто не участвует, не применяют.

В Балакове рутину с «гуманитаркой» решили заменить конкурсом новогодних поделок, предназначенных для отправки в зону СВО. Конкурс проводят районный комитет образования и местное отделение «Боевого братства». Как полагают организаторы, изготовление новогодних украшений должно служить «патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности».

Участвовать могут дети любого возраста — от дошколят до одиннадцатиклассников. 

Предусмотрены три номинации: открытка с изображением семьи в новогодних аксессуарах, елочная игрушка и интерьерный сувенир.

Сувениром может быть «елочка-топотушка» (дерево на ножках, обутое в сапожки или ботинки) либо окопная свеча «в новогоднем оформлении». Свеча должна быть устойчивой и не выше 15 сантиметров. Критериями оценки станут «свежесть авторского взгляда» и «практичность в применении».

Участников конкурса предупреждают, что работы не рецензируются и не возвращаются, будут отправлены в коробках участникам специальной военной операции не позднее 4 декабря.

Новость о балаковском конкурсе окопных свечей попала в тг-канал «Осторожно, новости», собрав больше полумиллиона просмотров, разлетелась по СМИ и соцсетям. На самом деле ничего сногсшибательно нового для Балакова в такой инициативе нет. Например, в июне блиндажные свечи делали воспитанники стационарного отделения районного центра «Семья» — так называется приют, куда детей из неблагополучных семей селят на три месяца перед отправкой в детдом. Попадают сюда ребята от трех лет. Как указано на сайте учреждения, стационарное отделение рассчитано на 47 мест. С семейным благополучием в стране, борющейся за демографию, дела обстоят так, что свободны только три места.

Встреча с детьми в ДОЛ ФОК «Дельфин». Фото: vk

В масштабах региона акция «Окопная свеча» началась еще в январе 2023-го. В том же Балакове в районном Дворце культуры открыли пункт сбора пустых консервных банок, которые нужны для изготовления самодельных горелок. Свечи лили в балаковской школе № 16, в школе села Березовка Марксовского района, в библиотеке села Луговое Ровенского района, в школе села Лопуховка Аткарского район, в Доме культуры села Сосновка Гагаринского района, в кадетской школе «Патриот» в Энгельсе, в лицее № 2 в Саратове и т.д.

В результате возросшего спроса подскочили цены на парафин. Для изготовления окопных свечей нужен пищевой парафин марки П-2. Как объясняют волонтеры, огарки от декоративных свечей не годятся, так как дают много копоти, а пчелиный воск слишком быстро оплывает. На маркетплейсах 22-килограммовая упаковка парафина зимой 2023–2024 годов подорожала на 20–25% — до 5000 рублей.

В нынешнем зимнефронтовом сезоне цена снова растет после летнего снижения, перевалив за 4500 рублей. 

«Совести у вас нет. Вы же прекрасно знаете, для чего мы парафин покупаем», — упрекает продавцов посетительница Ozon. По ее словам, из пачки весом 22,5 кг получается 60 свечей. Упаковка пустых жестяных банок в количестве 100 штук стоит 3500 рублей.

Оптовые партии парафина стоят дешевле, но на заводах-производителях это теперь дефицитный товар. Как сообщили саратовские предприниматели, спонсирующие свечных волонтеров (Z-блогеры называют таких мастериц — обычно это женщины — светлячками), прошлой зимой партию парафина весом в 200 кг пришлось заказывать аж в Казани.

«Зачебурашим!»

В агропромышленном лицее Ершовского района студенты уже почти год шьют солдатские трусы, кальсоны, майки, балаклавы и подушки для госпиталей. Подушки в форме косточки нужны, чтобы подкладывать их под шею лежачим раненым, а модель в виде бублика кладут под пятку.

Лицеем называется бывшее ПТУ, где готовят трактористов, поваров, продавцов-кассиров. Группа, в которой учат на швей, — инклюзивная. Как указано на сайте учебного заведения, на эту специальность принимаются «лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Им выдают бесплатное горячее питание и стипендию: 600 рублей (социальная) и 400 рублей (академическая).

Швейному делу здесь обучается больше 40 человек. Как рассказали в учебном заведении «Новой газете», помощь фронту учащимся засчитывают как практические занятия. По подсчетам руководства лицея, 90% выпускников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) не могут найти работу.

Одежду, сшитую в Ершове, отвозит в Донбасс волонтерская группа «Броня в тылу». Ее организовали активисты районного «Совета отцов». Во всероссийском масштабе организация была создана при уполномоченной по правам ребенка в 2018 году для «популяризации отцовской роли и семейного образа жизни». С начала СВО общественники переключились на тему гуманитарной помощи, сохранив географию обитания, — при поддержке местных властей члены объединения ведут благотворительные сборы в школах и детсадах Ершовского, Озинского и Дергачевского районов (это отдаленные районы степного Заволжья).

В соцсетях «Брони» рассказывается, сколько теплых вещей, продуктов, лекарств сдали воспитательницы и мамы из «Аленушки», «Ивушки», «Солнышка» и т.д. 

Кое-где удается собрать только чайные наборы с сахаром и сушеным лимоном. В детсаду «Василек» в счет гуманитарной помощи напекли булочек.

В школе № 1 Ершова ученики сшили для фронта плюшевых чебурашек. После выхода популярного фильма пушистый герой, мечтавший построить дом дружбы, считается талисманом российских участников СВО. Акцию в ершовской школе так и назвали: «ZаЧебурашим!». Учителя сдали почти 40 тысяч рублей на средства радиоэлектронной борьбы. Не приходится сомневаться, что эти пожертвования абсолютно добровольны, в отличие от ситуации в Иркутской области, где педагоги жалуются на принудительное отчисление части премии на нужды СВО.

В нынешнем году активисты «Брони» выиграли областной конкурс социальных проектов и получили грант на создание выставки «На переломе эпох». В экспозицию входит флаг группы «Вагнер» с черепом на черном фоне, части гранатомета, гильзы, осколки гранат и т.д. Действует фотозона «Блиндаж». «Здесь участник СВО приходит с задания, сбрасывает с себя тяжелый бронежилет, зажигает блиндажную свечу и греет кружку чая, в пакетик с которым заботливые волонтеры положили сушеный лимон и сахар. Пока закипает вода, он перечитывает письма от детей и рассматривает рисунки на стенах блиндажа, где дети рисуют мирную жизнь, счастье, солнце и благодарность солдату… Вот тогда-то он и понимает, что прожил день не зря», — описывают свою идею активисты.

На празднике Сабантуй. Фото: vk

Выставка гастролирует по детским учреждениям без перерыва на каникулы. Летом организаторы возили экспонаты в детские оздоровительные лагеря и даже на праздник Сабантуй в селе Осинов Гай, где желающие могли сфотографироваться с огнеметом «Шмель».

В районном поселке Дергачи «Броня» привезла участников СВО в детский сад «Сказка». 

Двое раненых с забинтованными руками рассказали воспитанникам подготовительной группы об «интересных случаях из солдатской жизни, продемонстрировали трофейные дроны, которые сбили лично».

«Как дети относятся к происходящему? Мне кажется, все зависит от того, насколько выстроены отношения с учителем и что ребенок слышит дома, — полагает мама пятиклассницы Анна. — Моя дочь увлекается сетевыми играми. У нее были подруги из Киева и Львова. Когда во время игры от них приходили сообщения «ваши летят, мы пошли в подвал», дочь была в шоке. После 24 февраля неделю пыталась переварить ситуацию: это ведь плохо — быть плохим. Потом бабушка ей объяснила: они хотели напасть, а мы вынуждены защищаться. Я из соображений безопасности с ребенком тему не обсуждала. В школе у нас проходят конкурсы писем солдату, плакатов на тему СВО, но, как дочь говорит, желающих мало —очень уж фальшиво класснуха говорит о «наших мальчиках». «Разговоры о важном» в классе называют «РОВ», что само по себе характеризует отношение к этому предмету.

Совсем другая ситуация в школе у племянницы. Там учитель нашла подход к детям и может увлечь класс чем угодно. Племянница пишет письма на фронт, складывает их треугольничком. Собирает пшенку, тушенку. Она искренне убеждена: «Если мы не отправим солдатам еду, они умрут с голоду». Я ее прошу ни с кем об этом не говорить, чтобы родителей не привлекли за дискредитацию».

«Бомбари» по осени считают

Сколько всего жителей Саратовской области участвует в СВО, неизвестно. По сведениям регионального военкомата, с 1 августа число желающих подписать контракт с Минобороны выросло в 10 раз после повышения региональной выплаты с 50 до 500 тысяч рублей. Еще 400 тысяч выплачивает федеральная казна. Как подсчитали саратовские власти, доход контрактника за первый год службы может составить 3,5 миллиона рублей. Средняя зарплата в области составляет 58 тысяч рублей в месяц.

Сколько саратовцев погибло на спецоперации, также неизвестно. ИА «Свободные новости», составлявшее список погибших на основе официальных сообщений местных властей, удалило подсчеты по требованию военной прокуратуры в декабре 2023 года. По сведениям ИА «Взгляд-инфо», только с начала ноября нынешнего года погибло 30 жителей области.

Депутаты областной думы отмечают, что на сегодня в Саратове именами погибших в СВО названы два сквера. Парламентарии предлагают переименовать еще 6 скверов, столько же улиц и 9 проездов.

Пока комиссия по топонимике обсуждает этот вопрос, губернатор Роман Бусаргин занялся более насущной проблемой: постановил до декабря провести инвентаризацию бомбоубежищ. За три последних месяца Саратов уже дважды подвергался атакам дронов. 26 августа беспилотник врезался в самое высокое здание в городе — 38-этажный ЖК Volga Sky. В результате была тяжело ранена 40-летняя хозяйка одной из квартир. Неделю спустя женщина умерла в больнице. 8 ноября несколько летательных аппаратов были сбиты в районе нефтеперерабатывающего завода. В результате оказались выбиты 13 окон в девятиэтажке на Санаторном проезде.

Этот материал вышел в первом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.