21 ноября в пермском музее современного искусства PERMM прошли обыски. В тот же день силовики пришли домой к директору музея Наиле Аллахвердиевой и «ее коммерческим партнерам», а на официальном сайте появилась плашка «Музей временно закрыт по техническим причинам». Сегодня галерея уже работает в привычном режиме, и о том, зачем проводился обыск и какие могут быть последствия, арт-деятели продолжают спорить.
В марте 2024 года у Аллахвердиевой, как и у многих независимых художников по всей стране, обыск уже проводился — тогда он был связан с уголовным делом Петра Верзилова*, которого обвиняют в госизмене. На этом фоне нынешний визит силовиков сразу стали связывать с так называемым делом Марата Гельмана*, которого обвиняют в «оправдании терроризма». Некоторые даже предполагают, что это дело может спровоцировать новую волну репрессий против деятелей искусства.
Марат Гельман — галерист и основатель музея современного искусства PERMM — был уволен с поста директора музея еще в 2013 году. На сегодняшний день российское правительство «наградило» Марата сразу несколькими репрессивными статусами: в 2021 году Гельмана признали «иностранным агентом», в 2022 году он был объявлен в розыск из-за дела о «фейках о российской армии» и совсем недавно, 14 ноября, занесен в список «террористов и экстремистов». Судя по всему этому,