Комментарий · Культура

Дети перемен учат китайский

Новые российские сериалы о прекрасной безысходности выходят на START, WINK и «Амедиатеке»

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из сериала «Дети перемен»

«Дети перемен» режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой выходят на платформах START и WINK с 21 ноября

Да, снова 90-е. Нет, не «Слово пацана». Хотя формально есть параллели. Более того, и Жора Крыжовников — здесь креативный продюсер, и снимались Копейкин с Зулькарнаевым.

Это большая семейная эпопея о трех сыновьях водительницы троллейбуса Флоры (Виктория Исакова) от разных отцов на фоне слома времени: бандите Пете (Слава Копейкин), художнике Юре (Макар Хлебников), юном коммерсанте Руслане (Хетаг Хинчагов). Они и есть дети 90-х, «дети перемен». 

Авторы — Любовь Львова и Сергей Тарамаев («Зимний путь», «Черная весна», «Фишер»). Ученики Фоменко. Всегда ищут свою форму. Не боятся гипертрофированности, театральности. В одной из первых серий есть сцена, в которой Артист (Александр Яценко) со слезами и страстью произносит монолог из «Дяди Вани»… перед ошалевшими бандитами. А юный член банды Петя в свободное от злодеяний время поет арии Чайковского. И эта сгущенность красок — осознанный стилистический прием.

Авторы писали этот сериал как мрачный рок-н-ролл, без утвержденного сценария. Они рассказывали мне, что персонажи и их линии начинали существовать сами по себе. С парадоксами и неожиданным вывертами.

Кадр из сериала «Дети перемен»

В одной из первых сцен члены ОПГ расстреливают без вины виноватого в лесу. Среди случайных свидетелей — рефлексирующий юный художник Юра, киноафиши рисующий. О Ван Гоге грезящий. Его брат Петя (Копейкин) едва ли не в тот же момент дома поет арию из «Пиковой дамы»: «Сегодня ты, а завтра я». Петя занимается вокалом с учительницей, у него баритон. В свободное время — работа в жигалинской ОПГ, ответственно выполняет заказы главаря банды Сергея Михайловича Жигалина (Тимофей Трибунцев). А еще Петя любит «собачий кайф» — под пакетом задыхаться до дуриков. И в жизни ему не хватает острых ощущений. Каждый из братьев в какой-то степени отражение, временами кривое или улучшенное, — своего отца. У Юры — отец неудачник и лузер (Сергей Гилев), у Пети — из тюрьмы откинулся. У младшего — любвеобильный кавказец с рынка. В подпольном неоновом клубе «Лебедь» Юра влюбляется в загадочную с грустным прошлым сутенёршу Сашу Лебедь (Софья Лебедева), рыдающую в унисон с Булановой «Еще один лишь только раз».

Флора (мать по своей природе) — мечтает о гармонии в семье. Готовит котлетки, обихаживает, волнуется. Чтобы не брат на брата, а брат за брата. И кажется, ей одной неведомо, что ее любимый Петя вместе со всеми ариями и любовью к маминым котлеткам по уши погряз в страшном и кровавом бандитском беспределе.

Кадр из сериала «Дети перемен»

Сиплый Жигалин Юрия Трибунцева — смесь Горбатого из «Места встречи» и Михалкова из «Жмурок». Здесь это не только смешной сентиментальный бандюган, любитель караоке и массажных кресел, но и беспощадный беспредельщик. Его банда прессует и мочалит ребят — начинающих коммерсантов, которые пытаются договориться с бандитами, что-то объяснить… безуспешно.

В отличие от «Слова пацана» главное здесь не сами события, не криминальная интрига, затягивающая в свой водоворот юные души, а сама действительность, вчера еще сонная, полуживая, но вдруг проснувшаяся, слетевшая с катушек.

Кадр из сериала «Дети перемен»

В мрачном карнавале реальность рассыпается, разбивается на мелкие яркие осколки — жизни живых людей, которые могли бы повторить вслед за гонимым Артистом, цитирующим Чехова: «И там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами».

«Дети перемен» — «черная весна» с просыпающимися надеждами, расстрелянная коллективным пацанским Фишером, политая слезами Булановой. Об этой эпохе можно сказать словами трепетного художник Юры: «Прекрасно и безысходно».

Про эпоху открытого перелома. Но в отличие от «четкого» «Слова пацана», здесь барочная мозаика из очень многих главных и второстепенных, наметочных персонажей, судьбы которых вышивает время. И у некоторых вместо «вечности», линия судьбы будет короткой — обрыв нитки.

Кадр из сериала «Дети перемен»

«Уроки китайского»

  • Сериал Ивана Макаревича выходит 21 ноября («Амедиатека»)

Это история студента Никиты Симачева (Денис Никитин), который после смерти мамы вынужден переехать жить к отцу — известному фармакологу (Артем Ткаченко). За жутко революционными разработками нового препарата Симачева охотятся очень опасные люди, поэтому тот нанимает сыну телохранительницу — молчаливую, безупречно владеющую боевыми искусствами Мэйлин (Александра Немчинова до этого снималась в проектах «Смычок», «Подростки в космосе») из влиятельного китайского клана. Под видом студентки по обмену она знакомится с Никитой и его друзьями. Мэйлин должна стать тенью Никиты, но действовать тайно, чтобы не вызвать у парня никаких подозрений. Это подростковое драмеди, история взросления с криминальными (весьма наивными мотивами — режиссерским дебютом известного актера и музыканта Ивана Макаревича («Русский бес», «Гроза», «Клипмейкеры», «Слово пацана»). Он стал и одним из авторов сценария.

Кадр из сериала «Уроки китайского»

Сериал адресован молодой аудитории, поэтому выбрана стилистика анимэ. Но даже в анимэшной стилистике мешает некоторая сценарная небрежность. Например, непонятно, как как Мэйлин оказывается в универе на следующий же день после того, как ее нанимает Симачев-старший. Причем сразу в группе Никиты.

Здесь она чужая среди своих, должна пройти многие испытания: битвы с бандитами, запутанные отношения сокурсников и самое необъяснимое — русская окрошка. Это не каждому по силам. Персонажи — как в анимэ, четко расписаны: сам рефлексирующий Никита — рассказчик, глазами которого мы и видим историю. Его друг — смешной и нелепый эзотерик. Противный красавец лютый мажор Денис, которому на ДР дарят доску для серфа за 85 тысяч и кроссы за 120. Красавица Яна, в которую влюблены и Никита, и Денис. И закадровый текст героя, похожий на фразы из анимэ-шоу: «После всего, что с нами произошло в последние дни, думаю: а точно ли это случайность или повод брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит». 

И этой сентенции главного героя вторит мудрый наказ китайского мастера своей ученице, в жизни которой уже были кровь и обман. Но новые испытания — повод изменить себя, «ведь не размышлять — значит ничему не научиться».

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.