Комментарий · Политика

Они выкладывают слово «вечность»

Россия будущего-в-прошедшем: симбиоз геронто- и окопократии. О переназначении ректора МГУ

Андрей Колесников*, специально для «Новой»

Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Фото: Максим Григорьев / ТАСС

(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Со времен застоя, который полнился городским фольклором, известно, что Ленин руководил из эмиграции, Сталин — из эвакуации, Черненко — из реанимации. Управление в режиме «не приходя в сознание» завело советскую империю в тупик неэффективности, гонки вооружений и афганской войны. Нынешнее руководство в разных сферах и на разных уровнях находится в сознании, но и это не мешает ему обрести схожие с поздней советской системой черты, включая и такое свойство, как геронтократическое правление.

72-летний Владимир Путин продлил полномочия 65-летнему Николаю Кропачеву, ректору Санкт-Петербургского университета, кузницы президентских кадров, и 85-летнему Виктору Садовничему, ректору МГУ, еще на пять лет. Невозможно избавиться от мысли, что не столько Садовничий, занимающий свой пост дольше, чем даже Иван Петровский (скончавшийся на своем посту, как и следующий ректор Московского государственного университета Рем Хохлов), незаменим, сколько его переназначение — это прообраз будущего Владимира Путина, собирающегося править страной максимально долго. Вряд ли, впрочем, Владимир Владимирович готовит себе в преемники Виктора Антоновича…

Советские геронтократы уходили из жизни при непосредственном исполнении своих обязанностей. «Гонку на лафетах», она же «пятилетка пышных похорон», открыл Михаил Суслов, державший марксистско-ленинскую теорию в состоянии девственного одеревенения до своих 79 лет. Леонид Ильич ушел на 76-м году жизни. Андропов (по злобной шутке тех лет, работавший от сети, а не от батареек, как Брежнев) скончался в возрасте 69 лет. Черненко — на 74-м году. Дмитрий Устинов — на 77-м. Поколение было не очень здоровым и, несмотря на усилия кремлевской медицины и лично начальника четвертого главного управления Евгения Чазова, уходило с безжалостно железной последовательностью марксистских законов. Причем вместе с биологически исчерпавшей себя советской системой.

Нынешние геронтократы бодры, активны и непотопляемы, даже если их переводят на новые должности — например, курировать корабли и защищать Каспийское море от флота НАТО. 

Анекдоты про них не рассказывают: уж очень все по-настоящему страшно, а иной раз они сами — ходячие анекдоты. Причем вне зависимости от возраста: геронтократ — это не совсем возраст, а скорее состояние души и ума, отливающееся иной раз в граните удивительных репрессивных законов, на которые у предыдущего поколения геронтократов фантазии и жестокости не хватало. Брежнев с зияющих высот сегодняшнего дня выглядит милым вегетарианским дедушкой с проблесками разума — в конце концов войска в Польшу он решил не вводить. А ведь она ему была роднее Афганистана.

Каноническое путинское «политбюро» приближается по возрасту к своему прототипу. 

  • Александру Бортникову — 73 года. 
  • Сергею Иванову — 71.
  • Сергею Лаврову — 74. 
  • Валентине Матвиенко — 75.
  • Сергею Нарышкину — 70. 
  • Николаю Патрушеву — 73. 

Впрочем, многим кандидатам в члены нет еще и семидесяти, а бывшему президенту — даже шестидесяти. Так что кровь в системе циркулирует, тем не менее эта система явно готовится к вечной жизни. Как в анекдоте: «Я решил жить вечно. — Ну и как? — Пока получается». И все возможные элиты ведут себя так, как будто этот режим будет вечен. Индоктринация школьников и даже детсадовцев явным образом подтверждает готовность отдельных членов «политбюро» править как минимум до девяноста — по примеру ректора МГУ.

12 июня 2024 года. Вручение государственных премий в Кремле. Владимир Путин и Виктор Садовничий, удостоенный звания Героя труда РФ. Фото: Александр Казаков / ТАСС

Так что геронтократия бурно развивающейся России гарантирована. Разбавлять ее будут новыми «элитами» из числа познакомившихся (или якобы познакомившихся) с окопной правдой.

Бенито Муссолини с чувством глубокого удовлетворения называл такое устройство политической системы окопократией. Словом, на западном фронте без перемен — геронтократия будет сочетаться с окопократией.

К слову, в силах Виктора Антоновича Садовничего несколько демпфировать возможные негативные последствия окопократических тенденций. В конце концов, ректор МГУ, чрезмерно разнообразив меню классического университета присутствием многочисленных «высших школ», созданных под конкретных близких власти людей, и допустив создание усилиями сотрудников факультета политологии учебника «научного путинизма» — «Основ российской государственности», — все-таки сохранил в работоспособном состоянии факультеты точных и естественных (с противоестественными получилось хуже) наук. Почему бы не продолжить хотя бы эту традицию?

Он — человек, считавшийся чрезвычайно консервативным и противостоявшим новациям, исходившим от Высшей школы экономики, — удержал могучую конструкцию МГУ, идя на многочисленные компромиссы, а с Вышкой и ее профессурой кремлевские разобрались более жестоко. Вот что значит опыт: человек повидал и вторжение в ЧССР в 1968-м, и Афганистан 1979-го, будучи уже на серьезных позициях в университете, может, и МГУ сохранит хотя бы частично. Будучи назначенным в восьмой раз (из них несколько раз его все-таки избирали). А то поставят на его должность какого-нибудь инноватора маскировочных сетей, и все вообще на этом закончится.

В общем, нет худа без добра. Заодно на примере ректора МГУ мы можем теперь понимать, что в 2036 году нас ожидает очередное обнуление президентских сроков. Геронтократия тоже не стоит на месте.

* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».