Так хронологически получилось, что повесть Жени Беркович «Питомцы», которую выпустило «тамиздательство» Babel Books Berlin, — вторая после автобиографии Навального книга из тюрьмы про тюрьму. Точнее, у Беркович это книга про Тюрьмяу и про питомцев, которые в ней обитают. А главный герой там Кот — «коренной обитатель тюрьмы».
Эти питомцы — как и питомцы-люди — живут по тюремным понятиям и правилам, законы у них вполне человеческие, беззаконие тоже человеческое, и вообще все как у людей. Но обо всем этом можно прочитать и в аннотации. О чем в аннотации прочитать нельзя — и о чем пока не писали коллеги, — так это о том, какой жанр изобрела Беркович для новой лагерной прозы.
До сих пор книги такого направления принято было писать как дневник или как репортаж — эти жанры напрашивались сами собой. Перечисляя примеры арестантских произведений, Анна Наринская* в своей рецензии на «Питомцев» вспомнила только одно исключение — книгу Ольги Раницкой, написанную как графический роман, но и этот роман тоже был фактически дневником. Беркович поступила иначе: она написала тюремное фэнтези.