Вечером 12 ноября на торжественной церемонии в Лондоне объявили победителя Букеровской премии 2024 года — одной из самых престижных наград в мире литературы. Победителем стала Саманта Харви с романом «На орбите», но можно точно сказать, что читательского внимания заслуживает не только она одна, а все финалисты Букера.
Впервые в истории премии пять авторов-номинантов — женщины. Это не единственное, что их объединяет, — и у самих романов нынешнего года есть общие темы: «размышления об изгнании, идентичности и принадлежности… В книгах исследуются важные и актуальные проблемы: способы, которыми мы скрываем себя от окружающих, и спорная природа истины; то, как травмирующие истории — личные и коллективные — формируют и ограничивают нас и следуют за нами, как бы далеко мы ни зашли». То есть прежде всего объединяет их внимание к истории, к исторической памяти и травме. Причём не по принципу детектива или триллера, когда в прошлом существует некая тайна, которую необходимо раскрыть сегодня. Нет, влияние этого прошлого гораздо глубже (и шире): оно во многом создаёт героев этих романов, делает их личностями, формирует внутренние и внешние конфликты, а в конце концов и структурирует художественную (и не только) реальность. Возможно, пока рано об этом говорить, но кажется, что перед нами как будто новый этап развития исторического романа как жанра — его действие происходит в настоящем, но все его силовые линии уходят в прошлое. И трудно отделаться от впечатления, что при всей своей несхожести эти тексты одинаково отражают реальные проблемы нашего времени.