Прежде всего, разберемся с термином: надо различать антинатализм — философию, которая считает жизнь и размножение злом, — и банальное нежелание обременять себя воспитанием или родами. Идейные антинаталисты — пестрая компания в диапазоне от Шопенгауэра и Ницше до Витгенштейна и Чорана. Они не против продолжения рода человеческого — но, как говорится в Евангелии (Мф 19:12), могущий вместить да вместит, а насиловать никого нельзя.
Библия, кстати, вообще опасная книга с точки зрения современных запретителей. Сказано же — враги человека домашние его, и если помнить, что автор этого тезиса вырос в бедной и большой семье, да еще воспитывался отчимом, его вполне можно понять.
Есть люди — мизантропического или, скажем, тревожно-мнительного склада, — для которых любое общение мучительно, а семья — невыносимое бремя; вот право таких людей не иметь семьи как раз и отстаивают одинокие пессимисты вроде Андерсена. Таких много не бывает.
Остальные, по классификации Jeen E Veevers (1980, Childless by Choise, «сознательно бездетные»), делятся на «отвергателей» (rejectors) и умеренных, попросту желающих пожить для себя. В художественной прозе, кстати сказать, движение чайлдфри отражено весьма скромно: об этом больше писали на рубеже XIX–XX веков, как будет показано ниже. В наше время эта тема присутствует в романах бенгальской феминистки Таслимы Насрин, особенно в автобиографической прозе. Она, кстати, лауреат премии Сахарова.
…Dog friendly, child free: слоняясь по улицам Нью-Йорка, вы наверняка найдете хоть один бар с подобной фразой, начертанной мелом на вывеске. И возможно, вы даже закатите глаза в лицемерном ужасе. Для поколений Z и «Альфа» это классическая бестактность миллениалов, не более, но для бэби-бумеров и поколения X это конец света, угроза самому существованию общества.
А между тем по состоянию на 2020 год только 30% миллениалов жили с супругом и ребенком (у поколения X, как называют их с легкой руки Коупленда, то есть у людей 1965–1980 годов рождения, этот показатель доходит до 40%).