Сюжеты · Общество

«Дом — это еще двадцать лет жизни»

«Ночлежка» и проект «Если быть точным» впервые получили от Росстата полные данные о смертности бездомных в России

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Ситуация в стране в целом

В 2023 году в России умерло больше 57,5 тысячи бездомных людей* (это около 3% всех смертей в России) — эти цифры сопоставимы, например, с населением города Воркута в Республике Коми. Среди умерших бездомных людей 73% составляют мужчины, 27% — женщины.

В среднем бездомный человек умирает в 54 года, не бездомные люди в среднем в России доживают до 73 лет. Это значит, что

бездомные люди в основном не доживают до пенсии и в среднем умирают на 19 лет раньше, чем люди, у которых есть дом.

По данным Росстата, отличаются и причины смертности. Бездомные люди гораздо чаще обычных людей умирают от внешних причин, ВИЧ, гепатита и пневмонии, но реже от болезней системы кровообращения и новообразований.

Для человека без документов плановая медицинская помощь в России недоступна. По закону, единственный доступный вид медицинской помощи, независимо от наличия документов и штампа о регистрации, — это скорая помощь. Но скорая помощь приезжает к человеку тогда, когда его состояние становится критическим и угрожающим жизни. Для бездомного человека даже вызвать скорую может быть непосильной задачей — у многих нет телефона, и скорая далеко не всегда забирает бездомных. Поэтому бездомные чаще умирают от болезней и других причин, которые редко становятся смертельными для обычных людей.

ВИЧ-терапия во многих регионах выдается только при наличии регистрации: по месту жительства или по месту пребывания. Например, в Москве получить ее можно, только если есть постоянная регистрация в Москве. А в Свердловской области — только при наличии временной или постоянной регистрации в регионе. Поэтому человек без регистрации или с регистрацией в другом регионе оказывается в тяжелом положении без доступа к АРВТ-терапии. Мы много лет пытаемся добиться того, чтобы терапию выдавали гражданам России вне зависимости от наличия регистрации, но пока ситуация не поменялась, и результаты такой бесчеловечной политики наглядно видны.

То, что бездомные люди реже остальных умирают от болезней системы кровообращения и новообразований, скорее всего, объясняется тем, что обычно от этих причин люди умирают в более позднем возрасте, до которого бездомные люди просто не доживают.

Индекс смертности и ситуация в регионах

Основываясь на полученных от Росстата данных, мы ввели понятие «индекса смертности» бездомных и ранжировали регионы РФ, выделив те, где ситуация выглядит наиболее угрожающей. Для расчета индекса мы использовали данные Росстата о числе умерших в городах с населением свыше 100 тысяч жителей за 2023 год и данные Росстата о числе умерших по причинам смерти в регионах за этот же период.

Индекс смертности — это математическая величина, которая представляет собой, по сути, сочетание трех наиболее важных показателей:

  1. Доля смертей бездомных в общем числе смертей.
  2. Разница в медианном возрасте смерти бездомных и остального населения.
  3. Отношение шансов того, что смерть наступила от: 1) внешних причин, 2) болезней органов пищеварения, 3) болезней органов дыхания и 4) инфекций и паразитарных болезней.

Доля смертей бездомных в общем числе смертей в наибольшей степени отражает эффективность региональной системы помощи и ее доступность для людей в беде. Существуют ли нужные людям сервисы? Легко ли до них добраться? Достаточно ли количество мест для всех, кому нужна помощь?

Чем выше показатель разницы в медианном возрасте смерти бездомных и остального населения, тем больший разрыв между продолжительностью жизни не бездомных и бездомных людей и уровень дискриминации последних.

Бездомные люди могли бы жить столько же, сколько живут остальные люди в регионе, но умирают раньше из-за недоступной медицинской помощи, уязвимого положения на улице, холода, голода, принудительного труда в рабочих домах и других совершенных в их отношении преступлений.

Отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, болезней органов пищеварения, болезней органов дыхания и инфекций и паразитарных болезней, выбрано для включения в индекс, так как для России в целом каждый из классов входит в топ-6 классов по абсолютному числу смертей бездомных, и смертность бездомных людей от этих причин выше, чем у остального населения.


Топ-10 регионов**, где, исходя из наших расчетов индекса, бездомным жить наиболее небезопасно:

  1. Краснодарский край.
  2. Санкт-Петербург.
  3. Магаданская область.
  4. Московская область.
  5. Москва.
  6. Новгородская область.
  7. Рязанская область.
  8. Самарская область.
  9. Мурманская область.
  10. Ивановская область.

Самое большое значение индекса (с большим отрывом) получилось для Краснодарского края. Основная причина — шансы умереть от внешних причин для бездомных в этом регионе в 43 раза выше, чем для остальных жителей. 76% всех умерших бездомных людей в Краснодарском крае умерли от внешних причин, куда входят смерти от ДТП, самоубийств, утоплений, убийств и отравлений алкоголем. Это может отчасти объясняться тем, что в регионе (как и во многих других) есть большая проблема с трудовыми домами и рабством — бездомных вывозят туда, чтобы они работали на полях. Кроме того, в туристических городах бездомным не помогают, а скорее стараются спрятать их подальше от глаз приезжих туристов, переживая за туристический образ города, — от этого проблема бездомности становится только острее.

В лидерах рейтинга Петербург, Москва и Московская область. В Москве снова умерло больше пяти тысяч бездомных людей. Это значит, что меры, принятые в прошлом году московским правительством перед началом холодного сезона, не сработали. В Петербурге смертность среди бездомных выросла в полтора раза: в 2023 году в городе умерло 1532 человека, в 2022 году — 1005.

Как изменить ситуацию

Год за годом мы с коллегами говорили о том, что бездомные люди в России находятся в положении, опасном для жизни. Теперь это подтверждают цифры Росстата. 

В каждый из десяти регионов с наибольшим индексом смертности мы направили обращение к чиновникам с просьбой принять меры перед наступлением холодного сезона: открыть пункты обогрева с достаточным количеством мест, где люди могли бы ночевать в тепле и безопасности. Пункты обогрева не только спасают людям жизнь, но еще могут стать важной точкой входа для бездомного человека в систему помощи, первым шагом, чтобы выбраться с улицы.

Раздача новогодних подарков бездомным людям в «Ночлежке» в Санкт-Петербурге. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Оксане 55 лет. На фотографии в нашей CRM-системе на лице у Оксаны несколько больших синяков. Накануне первого визита в «Ночлежку» на нее напали: ударили в лицо, отобрали деньги, телефон и все вещи. На первом приеме Оксана плакала и говорила, что уже думала кидаться под поезд, но кто-то рассказал про наш Пункт обогрева (отапливаемую палатку, которая стоит на одной из стройплощадок в районе метро «Домодедово» и где любой человек может получить горячий ужин и переночевать в тепле и безопасности), и Оксана пошла туда.

Оксана родилась на Сахалине, много лет жила в Украине, там остались ее муж и дочь. Еще до *** Оксана приехала по работе в Россию, а вернуться уже не смогла. Без семьи Оксана очень скучает. Въезд в Россию до начала военных действий не позволяет получить статус беженца. В Москве Оксана работала поваром, на заработанные деньги снимала хостел, жила и выплачивала кредит.

Но после нападения денег на хостел не осталось. На улице Оксана провела всего две недели: в Пункте обогрева дежурные рассказали про нашу Консультационную службу, Оксана встретилась с соцработницей, обсудила план сопровождения и заселилась в реабилитационный приют «Ночлежки». Очень вовремя, как оказалось, — почти сразу после заселения скорая забрала Оксану в больницу. Даже непродолжительная жизнь на улице ни физическому, ни ментальному здоровью не способствует.

Сейчас Оксана работает поваром, занимается восстановлением здоровья, копит деньги и ищет с соцработниками варианты восстановления с семьей.

Помимо Пунктов обогрева важно создавать медицинские пункты, где любой человек без документов и регистрации мог бы пройти обследования, получить лекарства и консультации врачей.

Примеры таких проектов существуют в России, поэтому это вполне посильная для любого региона задача.

Антону (имя изменено по просьбе клиента) 31 год.

Антон пришел к нам летом 2023 года. Рассказал, что оказался на улице из-за проблем со здоровьем и обмана работодателя. А еще рассказал, что у него ВИЧ — о диагнозе он знает около года. У Антона (как и у миллионов жителей нашей страны) нет постоянной регистрации ни в одном из регионов России. У Антона так случилось потому, что квартиру, которую он получил как выпускник интерната, у него отобрали мошенники. У Антона была временная регистрация, но на очень короткий срок, он получил ее по знакомству в Подмосковье.

Благодаря временной регистрации Антон смог сам (еще до знакомства с «Ночлежкой») встать на учет в подмосковный СПИД-центр, начал регулярно сдавать анализы и принимать терапию. Но регистрация закончилась в июле 2023 года — а значит, для Антона закрылся доступ в больницу. Причем закрылся в самом прямом смысле — без регистрации нельзя пройти внутрь подмосковного СПИД-центра даже для того, чтобы узнать результаты ранее сданных анализов.

К лечению Антон относится серьезно: его иммунитет был очень слаб, а вирусная нагрузка далека от нуля. Антону было важно продолжать пить таблетки, но подмосковный СПИД-центр отказываелся выдавать лекарства и проводить обследования без бумажки, подтверждающей временную регистрацию на территории Московской области.

Соцработница «Ночлежки» вместе с Антоном ездила общаться с врачами и регистратурой — безрезультатно. Мы звонили в московский СПИД-центр с просьбой о совете, там нам сказали, что «бездомные — это особый класс людей, у них вообще не возникает желания лечить такие заболевания».

После отказа врачей подмосковного СПИД-центра у Антона довольно быстро закончились лекарства, и на фоне иммунодефицита инфицированная рана на ноге загноилась, вокруг нее развилась флегмона (очень сильное подкожное воспаление), Антону стало тяжело ходить. Нам пришлось вызвать скорую, и Антона госпитализировали. Вот так

отсутствие бумажки о регистрации приводит к отказу врачей в лечении. А отказ в лечении приводит к серьезному ухудшению здоровья.

Сейчас Антон живет на улице, работает шесть дней в неделю и принимает терапию, которую выдают ему благотворительные организации. Иногда Антон приходит в «Ночлежку» за теплой одеждой и обувью или постирать вещи в «Неравнодуше». Но чаще всего Антон приходит на встречи со своим соцработником.

Мы продолжим отстаивать права Антона на лечение, чтобы он своевременно получал бесплатную положенную ему государством терапию, не прибегая к нелегальным методам добывания документов и не рассчитывая исключительно на благотворительные аптечки некоммерческих организаций. 

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Сейчас во многих регионах России для человека с ВИЧ и без регистрации единственный способ получать необходимую терапию и проходить обследования — купить регистрацию в нужном регионе. Люди не должны выбирать между совершением преступления и получением жизненно важного лечения. Никто никогда не должен делать такой выбор.

По данным независимых исследований, в России больше 2 млн бездомных людей. Высокая инфляция, неравномерное распределение доходов, миграция населения внутри страны, рост домашнего насилия и военные действия каждый год выталкивают тысячи людей в состояние бездомности.

Вместе с тем государственная система помощи бездомным людям почти не развивается. Есть города, в которых нет ни одного государственного центра помощи бездомным. Ни в одном городе нет достаточного количества мест в пунктах обогрева, где в холодное время года люди могли бы переночевать в тепле и безопасности, чтобы не замерзнуть на улице.

Оказавшись на улице, люди не находят никакой поддержки. В результате мы видим критически высокие данные по смертности бездомных людей. Если мы не хотим и дальше видеть рост смертности бездомных людей, то нам стоит задуматься о построении в каждом регионе доступной государственной системы помощи, в основе которой будут реальные (не данные переписи населения, не оценка количества бездомных людей «на глаз», а достоверные) данные о масштабе бездомности в России.

Начать менять ситуацию никогда не поздно. Сейчас особенно важно развернуть в каждом регионе России пункты обогрева и обеспечить доступ к медицинской помощи всем людям, независимо от наличия документов или штампа о регистрации. Эти несложные меры сохранят жизни десяткам тысяч бездомных людей.


Дополнительная информация по регионам:

1. Краснодарский край

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 1,13%
  • разница в медианном возрасте смерти — 26 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 18 раз выше
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, для бездомных в регионе в 43 раза выше
  • медианный возраст смерти бездомного — 47 лет
  • всего умерли 815 бездомных

2. Санкт-Петербург

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 2,5%
  • разница в медианном возрасте смерти — 24,4 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 4,2 раз выше
  • всего умерли 1532 бездомных человека (в 2022 году — 1005 бездомных)
  • медианный возраст смерти бездомного — 50 лет

3. Магаданская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 12,2%
  • разница в медианном возрасте смерти — 16,3 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 2,1 раз выше
  • всего умерли 198 бездомных
  • медианный возраст смерти бездомного — 51 год

4. Московская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 5,79%
  • разница в медианном возрасте смерти — 20 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3 раза выше
  • всего умерли 5496 бездомных
  • медианный возраст смерти бездомного — 53 года
  • города с наиболее высоким индексом смертности бездомных: Люберцы, Раменское, Пушкино, Коломна, Одинцово, Красногорск, Ногинск

5. Москва

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 4,3%
  • разница в медианном возрасте смерти — 21,2 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3,3 раза выше
  • всего умерли 5032 бездомных человека (в 2022 году — 5915 бездомных)
  • медианный возраст смерти бездомного — 53 года
  • неопознанные в 2023-м — 562 человека (в 2022-м — 43 человека)

6. Новгородская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 3,8%
  • разница в медианном возрасте смерти — 19,6 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 4,4 раз выше
  • всего умерли 356 бездомных человека 
  • медианный возраст смерти бездомного — 53 года

7. Рязанская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 2,8%
  • разница в медианном возрасте смерти — 20,6 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3,2 раз выше
  • всего умерли 447 бездомных человека 
  • медианный возраст смерти бездомного — 53 года

8. Самарская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 5%
  • разница в медианном возрасте смерти — 19,3 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3,4 раз выше
  • всего умерли 2104 бездомных человека
  • медианный возраст смерти бездомного — 53 года

9. Мурманская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 4,6%
  • разница в медианном возрасте смерти — 19,2 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3,3 раз выше
  • всего умерли 385 бездомных человека
  • медианный возраст смерти бездомного — 51 год

10. Ивановская область

  • доля смертей бездомных в общем числе смертей — 2,4%
  • разница в медианном возрасте смерти — 21,3 потерянных лет жизни
  • отношение шансов того, что смерть наступила от внешних причин, инфекций, заболеваний пищеварения и респираторных заболеваний, для бездомных в сравнении с остальным населением — у бездомных людей эти шансы в 3,9 раз выше
  • всего умерли 353 бездомных человека 
  • медианный возраст смерти бездомного — 52 года

Дарья Байбакова

* Росстат разделяет всех умерших на несколько категорий — в зависимости от места жительства. «Ночлежку» интересуют две категории: неопознанные трупы без документов и умершие, у которых не было регистрации по месту жительства. Мы считаем, что это бездомные люди (за редкими исключениями).

** Всего в рейтинг попали 67 регионов: это те регионы, по которым достаточно данных для расчета индекса.