Роскомнадзор заблокировал протокол шифрования адресов сайтов и обрушил половину интернета, которая использует сервисы распространения контента. Пострадали все, проблему решают, но продолжение все равно следует.
Пожалуй, единственное, за что можно быть благодарным Роскомнадзору, — так это за повышение технической грамотности многочисленных пользователей Сети. В нормальном мире человек не должен знать аббревиатуры VPN, TLS, а теперь еще и ECH. Максимум для обычного человека — это иконка замка где-нибудь в углу экрана, подтверждающая, что соединение безопасно. Какие способы, протоколы и технологии стоят за этим замком — по большому счету пользователю не важно. Нам просто хочется быть уверенными, что мы в безопасности. Но жизнь, как всегда, диктует свои правила.
История развития отношений ведомств, организаций, отвечающих за блокировку, и техноактивистов, пытающихся сражаться с очевидной цензурой, напоминает игры в кошки-мышки или казаки-разбойники. Роль Роскомнадзора очевидна: это нечто вредное, которое, прикрываясь законами, пытается заблокировать примерно все. Начиная с IP-адресов, самым очевидным способом идентификации адресата — сайта или приложения, заканчивая конкретными протоколами и их расширениями, которые позволяют скрывать как само содержимое соединения, так и тех, к кому оно обращается.
Казаки — технические специалисты, которые несут нам свободу, со своей стороны, придумывают способы обхода. От мгновенной смены тех же адресов до использования протоколов, которые не видны для тех самых «черных ящиков», ТСПУ — технические средства противодействия угрозам. Это выражается не только в совершенствовании многочисленных VPN, количество которых уже сформировало самостоятельный рынок, но и в настройках серверов и сетей доставки контента.
CDN — Content Delivery Network, благодаря множеству серверов, раскиданных по всему миру, берет на себя большую часть нагрузок по управлению трафиком. Если упрощать, то