Любая крупная ярмарка (не только искусства) погружает своих посетителей в особое состояние, где им необходимо стать не просто отвлеченными зрителями, а максимально включенными потребителями и (хотя бы потенциальными) покупателями. Традиционные выставки в этом смысле устроены гораздо менее агрессивно, и даже если они пытаются за счет разного рода перформативных и интерактивных практик сделать посетителей более вовлеченными, у последних в большинстве случаев остается выбор: включаться или нет. На ярмарках избежать этого эффекта погружения намного сложнее: сам формат работает так, что люди, даже не собирающиеся ничего приобретать, становятся частью потребительской массы (неслучайно толпы людей — признак по-настоящему популярной ярмарки). Такой формат ярмарки не скрывает, а лишь подчеркивает, что произведение современного искусства — прежде всего, коммерческий продукт.
Именно поэтому я не особо удивился, когда на мой вопрос о том, почему галерея WHO I AM незадолго до открытия ярмарки сняла одну из картин художницы Ирины Затуловской, представители галереи дали емкий ответ: из коммерческих соображений. Другое дело, что «коммерческими соображениями» в современной России, по-видимому, можно оправдать что угодно, и, по свидетельствам независимых источников,