Комментарий · Спорт

Доиграться до Брунея

Очередные два товарищеских матча в ноябрьское окно сборная России по футболу проведет с Брунеем (184-е место в рейтинге ФИФА) и Сирией (92-е)

Владимир Мозговой, обозреватель «Новой»

Валерий Карпин во время матча «Ростов» — «Сочи». Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Краснодар как футбольная столица юга России осчастливлен тем, что в середине ноября будет принимать футболистов султаната из Юго-Восточной Азии. Российский футбольный союз при выборе соперников по «товарнякам» третий год руководствуется немудреным принципом «не до жиру — быть бы живу», но на этот раз он сумел удивить по-настоящему, договорившись с одной из самых слабых азиатских сборных. В мировом рейтинге полтора десятка стран располагаются еще ниже, возможности для приглашений далеко еще не исчерпаны, но от вопроса «зачем?», который возникает практически перед каждым «знаковым противостоянием» с участием российской сборной, никуда не уйти.

В официальном футбольном пространстве национальной сборной России нет с февраля 2022-го, и третий год РФС прилагает неимоверные усилия, чтобы доказать, что она есть. Впрочем, ведомству Александра Дюкова ничего другого и не остается, кроме как поддерживать команду Валерия Карпина в более или менее рабочем состоянии — иначе о ней быстро забудут не только в мире, но и в России. Наложенная ФИФА и УЕФА изоляция российских сборных и клубов, пусть обозначенная как временная, — прямой путь в никуда, чего для вида спорта номер один властям допускать никак нельзя, «народ не поймет». Народу, правда, во многом уже все равно, что происходит с российским футболом, и сейчас трудно, даже невозможно уже представить, что каких-то шесть лет назад страна, можно сказать, этим самым футболом жила. 

Испанию побеждали, с Хорватией бились, восхищались стадионами и атмосферой футбольного праздника в десятке городов, мем «на Никольскую!» звучал совсем не иронично, а Россию уже никто не мог называть не футбольной страной. Почти на четыре года эйфории хватило, а потом стало не до футбола.

Россию не то чтобы совсем выкинули — ее ограничили, отодвинули на периферию футбольного пространства, оставив при этом возможность выходить за флажки: национальную сборную не лишили права поддерживать статус с помощью товарищеских матчей, из рейтинга ФИФА не убрали. Сейчас и без участия в чемпионате мира, чемпионате Европы и Лиге наций Россия — 34-я. Собственно, ни для чего другого, кроме как для удерживания этой планки, существование сборной России по футболу и не нужно. Сохраняется пристойная позиция в рейтинге — есть надежда, что когда-нибудь, бог даст, нас вернут не с последнего 210-го места.

Конечно, могут последовать резонные возражения, что сборная — не просто время от времени собирающаяся команда, а традиции, победы, честь флага, народная любовь и прочее, что в сердце у каждого футбольного болельщика и что надо поддерживать помимо пресловутого рейтинга. Но вот чем поддерживать — кроме как набором рейтинговых очков в «товарняках», чем привлекать и радовать пусть не так, как раньше, но хоть как-то?

Очень быстро выяснилось, что сборную в новых реалиях ждут большие проблемы — и внешние, и внутренние. Очень быстро стало понятно, что Европа — за малым исключением — с Россией на одном поле мяч гонять не будет, а остальные три четверти входящих в ФИФА стран, в том числе дружественных, тоже не сильно рвутся понять и поддержать «несправедливо обиженных». К причинам политического характера добавились и чисто футбольные — нынешний и европейский, и мировой календарь оставляет для контрольных матчей немного места. Логика оптимизаторов простая: официальный календарь должен быть понятен, плотно загружен и упорядочен, чтобы национальные футбольные федерации как можно меньше занимались поиском возможных спарринг-партнеров. Уложили календарь в официальное русло на всех континентах так, что каждая сборная знает своих соперников как минимум на год вперед.

А футбольная сборная России с февраля 22-го оказалась в вилке: 

одни отказываются иметь с ней дело по политическим соображениям, другие разводят руками из-за невозможности вписать контрольный матч в плотное расписание, официально выделяемые окна для проведения матчей сборных оставляют мало вариантов. Но играть-то надо!

В числе первых свободных соперников оказались ближайшие соседи — Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, матчи с которыми — равно как и качество игры — не очень-то вдохновили российскую публику. Прошлый год продолжил «радовать» как составом соперников, так и крайне слабой мотивацией футболистов, за что им прилично доставалось. Никак у них не получалось заставить себя работать в полную силу, а главный тренер Валерий Карпин разного рода экспериментами ситуацию переломить не мог, отчего еще больше нервничал.

Сборная России по футболу. Фото: Global Look Press

Поражение от молодежной сборной Египта и «чудесное спасение» россиян на последних секундах матча с Кенией переполнили чашу болельщицкого терпения, но в конце прошлого года РФС постарался вознаградить разочарованную публику привозом в Волгоград сборной Кубы. Основной состав сборной России порезвился вволю, отправив в ворота несчастных кубинцев восемь безответных мячей к восторгу местной публики, давно не видевшей большого футбола. Гости тоже не сильно расстроились, неплохо проведя в Волгограде время на полном хозяйском обеспечении и увезя с собой в Гавану закупленные для них в «Спортмастере» бутсы.

Весной этого года победа над авторитетной сербской сборной, которая подавалась как во всех смыслах прорыв, брешь в монолитной евростене не пробила. Товарищеский «евротур» продолжился в Минске унижением хозяев, а дальше начались привычные трудности. Каждого предполагаемого соперника надо было еще уговорить и мотивировать. Свое «не можем» РФС сказали даже лучшие друзья из Венесуэлы, даже футбольные начальники из Танзании, не получилось пойти по второму кругу со сборными Киргизии и Таджикистана, мелькало даже упоминание Бурунди, об остальных «отказниках» история умалчивает.

По словам генерального директора РФС Максима Митрофанова, на всю осеннюю эпопею с тремя окнами (а это потенциальные шесть рейтинговых матчей) пул из числа возможных соперников насчитывал всего 28 сборных — в основном азиатских, из числа проваливших квалификационный этап к чемпионату мира-2026. На сентябрьское окно РФС придумал и, по сути, организовал мини-турнир в столице Вьетнама с участием хозяев и сборной Таиланда. Перспектива лететь десять часов и выходить на поле в 35-градусную жару, чтобы для начала померяться силами с 117-й по рейтингу сборной Вьетнама, не очень обрадовала футболистов, но делать было нечего. Сухая победная серия сборной России продолжилась, однако встречу с Таиландом отменил тайфун, а с октябрьским окном высветились проблемы уже иного рода.

Главный тренер сборной России по футболу Валерий Карпин во время пресс-конференции перед товарищеским матчем со сборной Таиланда. Фото: Сергей Булкин / ТАСС

Венцом октябрьского тренировочного сбора должен был стать визит сборной Пакистана, с футбольной федерацией которого у РФС была твердая договоренность. Пакистанцы как 197-я команда мирового рейтинга, проигравшая все шесть своих отборочных матчей с общим счетом 1:26, были совершенно свободны, и для их делегации уже резервировали номера в отеле.

Но приезда не случилось: тамошняя федерация вначале сослалась на отсутствие разрешения своего правительства, а когда оно не без дипломатических усилий принимающей стороны (!) было получено, в самый последний момент заявила, что собрать сборную, многие игроки которой играют за пределами Пакистана, она не может. В качестве замены вроде как было предложено отправить в Россию так называемую неофициальную сборную страны, но это было уже слишком. 

Одна неофициальная сборная недавно на «Турнир дружбы» в Россию уже приезжала — и была это так называемая сборная Колумбии по баскетболу, закончившая матч с молодежным составом пермской «Пармы» с дефицитом в сто очков.

Так что с некими футбольными «людьми из Пакистана» Карпин играть отказался.

Сбор, соответственно, превращался в дружескую встречу. Главный тренер сборной России обронил, что не знает, чем займет игроков, вызванных в Новогорск, мастер-класс с юными футболистами из Курской и Белгородской областей пришлось освещать как главное событие, игроков распустили по клубам раньше положенного, а РФС на ноябрьское окно в дополнение к матчу с сирийцами спешно нашел Пакистану замену в лице сборной Брунея. Объявлено об этом было с чувством выполненного долга: «Мы рады сообщить, что оба матча ноябрьского окна пройдут в России. Мы достигли соглашения с соперниками, согласовали даты, место и время проведения матчей. Игры будут учитываться в рейтинге ФИФА».

Ничего не имею против сборной Брунея, которая по достижениям немногим отличается от Пакистана: 0:6 и 0:6 — в квалификации с Индонезией, 0:0 и 0:1 — в стыках другой азиатской квалификации с Восточным Тимором, 3:2 — в «товарняке» с Вануату. Но если всерьез воспринимать мантру российских чиновников и всех патриотов о чести флага, о верности традициям, о долге перед ветеранами, о гордости достижениями отечественного футбола, то приглашение Брунея в качестве достойного партнера можно рассматривать как издевательство. И то, что сделано это было от безысходности, организаторов не оправдывает. Любопытно, что участники саммита БРИКС в Казани в это же самое время заверяли хозяев в безусловной поддержке их грандиозных международных спортивных планов, но как показывает практика — от обещаний до дела слишком большая дистанция.

Сборная Брунея по футболу. Фото: Global Look Press

Никакой спортивной пользы от неизбежного разгрома брунейцев для сборной России не предвидится. Зрители определенно порадуются граду голов и возможному рекорду результативности, что и будет признано самым главным итогом «исторической» встречи, определенная часть российского футбольного сообщества расширит свои познания в географии (за два с лишним года в этом плане подвижки были серьезные), через два дня в Волгограде ситуация в той или иной степени повторится, рейтинговые очки не пахнут, но ощущение полной бесполезности подобного способа существования национальной сборной России, несомненно, останется. Как сказал известный в прошлом футболист Владислав Радимов, встречаться даже с такими соперниками лучше, чем ходить в кино, но иногда полезнее сыграть двусторонку, чем позориться победой над абы кем на потеху публике.

Одно утешает: бутсы для сборной Брунея принимающей стороне, в среднем тратящей на каждый прием по минимуму десять миллионов рублей, покупать не придется. У богатейшего султаната с населением под полмиллиона человек своей футбольной обувки хватает. Хоть сэкономим.