В ночь на субботу, 26 октября, армия Израиля наконец-то нанесла по Ирану, его союзникам и инфраструктуре в других странах удар в ответ на массовую ракетную атаку по Израилю 1 октября. Правительство исключило из списка целей ядерные и нефтяные объекты (предмет тревог правительств и нефтяных корпораций США и Европы), чтобы предотвратить более широкую эскалацию конфликта. ЦАХАЛ подтвердил, что операция была направлена только на военные цели.
С утра пресса Ирана сообщила о взрывах в районе штаб-квартиры Стражей исламской революции недалеко от Тегерана, возле столичного аэропорта Хомейни, в городе Карадж. Кроме того, были атакованы цели в других странах: возле Дамаска (Сирия) и районе Аль-Кадисия в провинции Тикрит (Ирак). Военные дают противоположную информацию о результатах ударов. Израиль сообщил о поражении многочисленных объектов, Иран — что почти все израильские ракеты были сбиты, ущерб незначительный (в результате атаки погибли двое иранских зенитчиков).
Согласование позиций с Вашингтоном и определение допустимого уровня ответа без риска ввергнуть Ближний Восток в интенсивную войну заняло почти четыре недели. Даже для неспешных жителей Востока это долго: заинтересованные стороны, в том числе Россия и Китай, устали ждать. Все обстоятельства так называемой ответной атаки свидетельствуют: ни Тегеран, ни Тель-Авив не собираются (вероятно, и не собирались) начинать настоящую войну.
Первая часть этого военно-политического балета закончилась в апреле с теми же действующими лицами и сценарием: ограниченная ракетная атака Ирана и не менее ограниченный ответный удар ЦАХАЛ с использованием авиации. Практически без жертв.
Точно так же Вашингтон и Европа, не на шутку встревоженные, дали тогда понять Нетаньяху, что войны быть не должно. Но и само правительство Израиля к ней не стремится. Все, чего достигли стороны при этом деликатном обмене, — пропагандистские кампании привели к некоторой сплоченности общества (впрочем, ненадолго).
СМИ пишут, что Израиль отправил Ирану сообщение перед атакой, в частности через министра иностранных дел Нидерландов Каспара Вельдкампа. Впервые мы услышали о том, что Иран через посредников довел до правительства Израиля время и цели атаки накануне в конце сентября. Даже в баснословные рыцарские времена командиры использовали фактор внезапности. Такая деталь, как предупреждение противника о времени и целях атаки, — феноменальное новшество (если не сказать — дикость) с точки зрения любого военного в мире.
Axios со ссылкой на источники сообщил, что удар Израиля вывел из строя «важнейший компонент» иранской ракетной индустрии — планетарные смесители для приготовления твердотопливной смеси. Твердое ракетное топливо — это сложная смесь на азотной основе, для его устойчивого и равномерного горения после отвердения важна предельно гомогенная среда с равномерным распределением всех компонентов смеси по объему. Если у вас на кухне есть комбайн, то приставка для перемешивания теста — планетарный смеситель, и его принцип действия вы знаете.
Планетарные смесители — многофункциональные устройства. Нет специальных агрегатов только и исключительно для твердого топлива или артиллерийских порохов. Их функционал — химические смеси, он очень широкий. Продажа таких устройств с возможностью военного использования отслеживается разведками, но остановить ее при действующих правилах не получится. То есть даже если какая-то часть производства ракетного топлива Ирана пострадала, она будет несомненно восстановлена в ближней перспективе.
США, как наиболее влиятельная сила на Ближнем Востоке, требуют окончания взаимных ударов между Ираном и Израилем, призывая к дипломатии.
Об этом в разговоре с израильским коллегой заявил глава Пентагона Ллойд Остин. Заодно предлагают окончить операции против ХАМАС в секторе Газа и в Южном Ливане против «Хезболлы».
Предположу, что главный союзник Израиля может добиться этой цели. Судя по тому, как добросовестно обе стороны имитируют военную активность, их правительства не прочь передохнуть.