Комментарий · Политика

Валико Мизандари выбрал родное село

Итоги выборов в Грузии соответствуют настроению избирателей, как бы грустно это для кого-то ни звучало. Но конституционного большинства у партии власти нет

Основатель правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзина Иванишвили (в центре). Фото: Александр Патрин / ТАСС

В Тбилиси начались массовые акции протеста, на которых тысячи пассионарных, проевропейских, вестернизированных грузин гневно обвиняют правящую партию «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили в подтасовке результатов «исторических» парламентских выборов, прошедших в субботу.

Впрочем, международные наблюдатели, в том числе миссии ОБСЕ и ПАСЕ, хотя и указали на ряд серьезных нарушений, но в целом признали, что результат выборов соответствует настроению избирателей.

Согласно официальным данным ЦИК, партия миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта» (ГМ), участвовавшая в выборах с четким обещанием «замириться» с Москвой и окончательно перевернуть страницу противостояния с «северным соседом», заручилась поддержкой почти 54% избирателей. Четыре оппозиционные проевропейские партии в сумме поддержали 38% граждан.

Разрыв между ГМ и коалицией «За изменения» медиаменеджера Ники Гварамии (чуть больше 11%), вышедшей на второе место, составил почти 43%!

На третьем месте — партия экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) (10%), на четвертом по итогам выборов оказалось объединение «Сильная Грузия» одного из самых успешных грузинских бизнесменов Мамуки Хазарадзе (почти 9%), на пятом — партия «За Грузию» экс-премьер-министра Георгия Гахарии (7,7%). Остальные 15 партий, участвовавшие в выборах, 5%-ный проходной барьер не преодолели. Явка оказалась довольной высокой по местным меркам — около 60%.

Оппозиционным партиям талантливо помогали три общенациональные, причем наиболее популярные в стране телекомпании: «Мтавари», «Формула» и «Пирвели». Никаких ограничений по ежедневному обливанию ими помоями лично Иванишвили и его правительства не наблюдалось.

Оппозиционные силы активно поддерживали десятки местных бизнесменов, общий капитал которых по крайней мере сравним с капиталом основателя банка «Российский кредит» Бидзины Иванишвили.

Тбилиси 26 октября 2024 года. Фото: Александр Патрин / ТАСС

Западные партнеры кавказской страны не просто намекали, но прямо говорили грузинам, что в случае победы на этих выборах «Грузинской мечты», принявшей закон «О прозрачности иностранного влияния» (т.н. «русского» закона против «иностранных агентов») и инквизиционного «анти-ЛГБТ*-кодекса», они лишатся «безвизового режима» с ЕС, а процесс вступления Грузии в ЕС будет окончательно остановлен.

Тем не менее на выборах, объявленных оппозицией «историческим выбором между Россией и Европой», победила не коалиция прозападных партий, а Иванишвили.

И даже если сейчас пассионарному меньшинству при поддержке прозападных партий и президента — карьерного французского дипломата Саломе Зурабишвили, возглавившей оппозиционное движение, — удастся устроить в стране новую революцию, итога голосования 26 октября уже не изменить: большинство грузин проголосовали за политическую силу, лидеры которой называют Европу и США «глобальной партией войны», извиняются за «пятидневную войну» с Россией, всячески поощряют российские инвестиции, запускают прямые авиарейсы с российскими городами и намекают на возможное участие в региональном формате 3+3 вместе с РФ, Ираном, Турцией, Азербайджаном и Арменией.

Почему?

Вперёд в прошлое

В фильме Георгия Данелии «Мимино» главный герой, летчик Валико Мизандари в исполнении покойного Бубы Кикабидзе, всю жизнь грезит «большой авиацией»: мечтает увидеть мир — Америку, Европу, летать на сверкающих лайнерах в огромные города, перелетая через Кавказские горы… Но, увидев все это, он начинает грустить о маленьком родном селе, куда однажды и возвращается на стареньком вертолете.

С 2017 года грузины получили право на безвизовые поездки в ЕС. С тех пор «безвизом» воспользовалось около миллиона человек. Причем до 250 тысяч из них так и остались в Европе, найдя работу и обустроившись там на долгие годы. Но многие вернулись, не выдержав жизни в ментально непривычной для них среде.

Среди причин, предопределивших исторический выбор 26 октября 2024 года, главной следует считать именно стремление остаться в «зоне комфорта» привычных ценностей.

И надо сказать, грузинская «партия власти» очень искусно эксплуатировала эту исконно народную интенцию, постоянно провоцируя мнимые либо реальные конфликты ценностей.

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе на избирательном участке. Фото: AP / ТАSS

Страсти по молоку

Например, после принятия закона российского стиля «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних» Бидзина Иванишвили в интервью проправительственной телекомпании «Имеди» подробно рассказывал, как на Западе якобы учат детей легко отказываться от своего гендера, запрещают родителям вмешиваться в этот процесс и даже «уравнивают мужское молоко с женским». Суть последней фразы осталась непонятной, но главное — она привела всех в ужас.

Москва, вдохновившая Бидзину Иванишвили на все эти «скрепы» в виде недопущения «гей-пропаганды среди детей» и «врагов народа» (тех же «иностранных агентов»), казалось бы, не вмешивалась в грузинские выборы, но на самом деле очень тонко подыгрывала партии власти, эксплуатирующей страх новой войны. Аккурат перед выборами на грузинских телеканалах появился бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, размышляющий о необходимости вернуть «исконно осетинские земли»: Трусовское ущелье, зимний курорт Гудаури и городок Казбеги, «отошедшие в советский период к Грузии по недоразумению».

В условиях, когда российские танки по-прежнему дислоцированы в Лениногорском районе Южной Осетии, всего в 35 километрах от Тбилиси, активизация Кокойты выглядела как предупреждение: 

хранить как зеницу ока хрупкий мир, достигнутый с Москвой после 2012 года, когда ГМ сменила у власти партию Михаила Саакашвили, победив на парламентских выборах.

В том же контексте воспринимались и извинения Иванишвили перед осетинами за обстрел Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа 2008 года: общий знаменатель «антивоенной риторики» подталкивал избирателей проголосовать за партию, которая, по словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, «обеспечила мир на долгие годы» после двух кровопролитных десятилетий — с 1988 по 2008 год.

Сладкий московский пряник

Но «тонкое участие» Москвы проявлялось не только в риторике Кокойты. Не менее важным фактором стал кровопролитный конфликт на Украине. ГМ разместила во всех городах билборды, где с одной стороны — разрушенный Мариуполь на темном фоне, а с другой — «черноморский Дубай»: лучезарный, жизнерадостный Батуми с небоскребами.

При этом «мир с Россией» для большинства грузин обрел вполне осязаемое материальное значение как раз после 2022 года: сотни тысяч российских «релокантов» ринулись в Грузию, открыли здесь свои предприятия, валютные переводы увеличились на 1000%, оживился рынок недвижимости, сократилась безработица…

А грузинская почва оказалась вполне благодатной для сурковского проекта «суверенной демократии»: «не учите нас жить» звучит уже в отношении не Москвы, а Запада.

В день выборов миллиардер Иванишвили называл оппозицию агентурой, выполняющей задания иностранного государства, имея в виду не РФ, а именно США.

Парламентские выборы в Грузии. Фото: AP / ТАSS

Что дальше

Выборы наконец закончились, и если сейчас команде Иванишвили удастся сохранить власть, то есть избежать революции, как это произошло в 2003 году под предлогом фальсификации результата парламентских выборов, то никаких репрессий, скорее всего, не будет.

Не будет «Нюрнбергского процесса» над Михаилом Саакашвили, отбывающим с 2021 года шестилетний срок заключения за злостное использование служебных полномочий. Более того, после выборов Саакашвили могут и отпустить для лечения в Европу в расчете на то, что он не вернется для отбывания оставшегося срока. 

Во всяком случае, миллиардер всегда может сослаться на то, что обещал сторонникам устроить «Нюрнберг» над ненавистным «Мишей» только в случае завоевания конституционного большинства в парламенте, которого нет и в помине.

Оппозиция в случае неудачи попытки революции либо смирится с тяжкой реальностью и начнет работать в парламенте, либо откажется от мандатов, создав тем самым «пасторальный покой» правящей партии.

При этом обе стороны, как ни парадоксально, рассчитывают на очередное оживление в сонном грузинском царстве лишь после «завершения ***» в Украине. Правда, если проевропейская оппозиция говорит, что имеет в виду победу Украины, Иванишвили и его товарищи желают Украине не победы, а «покоя и прочного мира».

Как и самой Грузии, уставшей от бурных событий новейшей истории.

Георгий Пагава, Тбилиси

* «Движение ЛГБТ» признано в РФ экстремистским.