Сюжеты · Политика

Тихая революция президента

В воскресенье состоятся выборы в Узбекистане — заключительная часть масштабных реформ. Никто как-то и не заметил, что это теперь совсем другая страна

Павел Дубравский, политолог, специально для «Новой»

Выборы президента Узбекистана. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Выборы в Республике Узбекистан состоятся спустя год после конституционного референдума и переизбрания президента страны Шавката Мирзиёева. Они впервые пройдут по смешанной системе — теперь избиратели будут голосовать за партии и за отдельных кандидатов.

На фоне выборов в США, когда вершатся судьбы мира и отдельных стран, избирательная кампания в Узбекистане уходит на второй план. Стабильные, будничные и во многом предсказуемые выборы кажутся менее интересными. Так может подумать читатель, который мало интересуется событиями в Центральной Азии. Но эти парламентские выборы — окончательное прощание с наследием предыдущего президента, Ислама Каримова. Начавшаяся тихая революция 2023 года, которая привела к изменениям в конституции, а после — к перевыборам действующего президента Шавката Мирзиёева, завершится 27 октября.

На грани коллапса

Если не считать исполнявшего 6 дней обязанности президента Нигматилла Йулдошева, в Республике Узбекистан было два президента. Первый — Ислам Каримов, с 1991 по 2016 год, и второй — Шавкат Мирзиёев, с 2016-го по настоящее время. Перед ними стояли разные задачи. Каримову пришлось решать сразу несколько проблем получившего независимость Узбекистана. Это и вопросы безопасности, в том числе границы с соседями, и рост радикальных религиозных движений, и экономическая и политическая независимость от крупных игроков в регионе.

Совсем кратко пройдемся по эпохам обоих президентов. Правление Каримова можно охарактеризовать как более охранительное, консервативное. Ему было необходимо выстроить государственную модель Узбекистана, заложить в нее конкретные ценности, поддерживающие самостоятельность государства. Из-за стремления сохранить независимость Каримов был более авторитарным лидером, который стремился выстроить централизованную систему управления страной.

Ислам Каримов. Фото: Андрей Епихин / ТАСС

Правление Каримова можно разбить на несколько периодов: 1991–2000, 2000–2010, 2010–2015 годы.

С 1991 по 2000 год он работал над укреплением национальной идентичности, введения узбекистанских символов — флага, герба, гимна, создания единой узбекистанской общности. Для этого была принята конституция 1992 года, которая формально устанавливала демократическую систему, но власть скорее полностью находилась в руках президента Узбекистана. Президент мог назначать и увольнять членов правительства, судей, прокуроров, влиять на законодательные органы. В 1996 году был принят закон о партиях, который к концу 90-х из-за сложности его исполнения привел к образованию одной партии-монополиста — Либерально-демократической. В 1997 году был принят закон о СМИ. Он до деталей регулировал деятельность изданий и медиа, которые были поставлены под государственный контроль. В 1998 году приняли закон «О свободе совести и религиозных организациях» — он регулировал деятельность любой религиозной организации, все они проходили государственную регистрацию, запрещалось религиозное обучение вне специальных кружков.

В это время выступавшие против правления Каримова движения «Эрк» и «Бирлик» попали под политическое преследование. Президент Узбекистана позиционировал его как светское государство и противостоял радикальному исламизму в Центральной Азии. Усилился контроль над религиозной сферой в стране.

Стремление к концентрации власти в одних руках можно было объяснить проблемами в экономике, где требовались решительные меры. Страну в срочном порядке переводили от социалистической модели к рыночной.

В отличие от российского резкого перехода от социализма к капитализму Каримов выбрал путь постепенных реформ и для этого поддерживал централизованный подход к экономике, чтобы избежать шокирующих методов и социальных взрывов внутри узбекского общества.

В этот период государство сохраняло свой контроль над важными экономическими сферами — сельским хозяйством и природными ресурсами. Каримов не решился на поспешную приватизацию и либерализацию экономики, он частично сохранил старую систему управления. Позже началась частичная приватизация, переход малых и средних предприятий в частные руки. Многие из будущих бизнесменов оказались приближенными к власти людьми.

В международных отношениях Каримов стремился удержать баланс между крупными игроками в лице США и России, а также выстраивать добрососедские отношения с другими странами Центральной Азии. Одним из ключевых вопросов стала безопасность — как в вопросах соблюдения границ с соседями, так и в противодействии радикальному исламизму и организованной преступности.

Во время 2000–2010 годов произошла полная консолидация власти. Независимые СМИ были разогнаны, оппозиция находилась в тюрьмах или изгнании, а выборы носили практически формальный характер. Для примера: в 2000 году Каримов набрал больше 90% голосов. В 2002 году прошел конституционный референдум, и срок полномочий президента увеличился с 5 до 7 лет. Это позволило Каримову снова избираться на выборах.

Андижан. 14 мая. На улицах Андижана после боев. Фото: ИТАР-ТАСС / Али Вали

Наступил 2005 год. Для узбекистанцев эта дата связана с трагичными событиями в Андижане. Правительство подавило массовые протесты, вызванные несогласием населения страны с действиями властей, подозрениями в коррупции и экономическими проблемами — безработицей, ростом цен, инфляции и организованной преступности. Среди протестующих были семьи 23 бизнесменов, которых, как они утверждали, незаконно судили. В ходе подавления протестов, по разным оценкам, погибло около 500 человек. Это событие сильно ухудшило отношения Узбекистана с западными странами, и Каримов решил посмотреть в сторону России и Китая. Ведь ЕС ввел санкции на поставки оружия, а также ограничил въезд для высокопоставленных узбекских чиновников, которые были связаны с этими событиями.

В 2015 году Каримов был переизбран на новых выборах, опять получив больше 90% голосов. В этот период частный сектор впал в стагнацию — Узбекистан сильно зависел от экспорта сырья, хлопка и золота. Миллионы узбекистанцев начали уезжать на заработки за границу, в том числе и в Россию.

Каримов заключал торговые соглашения с Россией и Китаем, но не присоединялся ни к каким блокам. Во внешней политике Узбекистан скорее находился в изоляции от мира, лишь точечно сотрудничая с отдельными странами.

В 2016-м Каримов умер, а Узбекистан вошел в новый год, нуждающийся в реформах и смене политического курса как внутри страны, так и вовне.

Новый политический курс

Если режим Ислама Каримова можно назвать консервативным и авторитарным, то режим Шавката Мирзиёева — скорее мудрым, хоть и с элементами авторитаризма. Для понимания важности роли президента Мирзиёева в экономике Узбекистана достаточно одного примера. До прихода к власти нового президента в стране нельзя было менять иностранную валюту по выгодному курсу — только по официальному, государственному. Из-за этого появился чёрный рынок. Первое, что сделал Шавкат Мирзиёев, — либерализировал валютный режим, стабилизировал валютную политику и уменьшил черный обменный рынок. Граждане и предприятия получили возможность менять деньги, инвестиционный климат стал лучше.

За этим последовала борьба с теневой экономикой — нелегальным ввозом продукции из соседних стран, что происходило из-за высоких пошлин внутри Узбекистана. Началась борьба с принудительным трудом в хлопковой индустрии, который существовал при Каримове и привел к санкциям против Узбекистана.

Агитационные предвыборные плакаты кандидатов на должность президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на улице города. Фото: Андрей Епихин / ТАСС

Мирзиёев начал приватизацию государственных компаний, продажу акций в крупных предприятиях, особенно с акцентом в сферах, которые считались малоэффективными. Главным принципом стало развитие конкуренции. Одновременно с этим началось улучшение инвестиционного климата, в том числе благодаря привлечению иностранных инвестиций и капитала. Налоговая система была упрощена с принятием нового кодекса в 2019 году, власть стала бороться с бюрократией, начался процесс цифровизации государственных услуг. Современные центры госуслуг напоминают российские МФЦ и работают по такому же принципу.

При новом президенте началась и реформа политической системы. Изменилась роль парламента, его полномочия были расширены, и он стал более независимым. Была проведена реформа судебной системы, повышена роль адвокатов в судебном производстве. Государственные органы стали более открытыми, и теперь они постоянно публикуют отчеты о своей деятельности. В случае громких скандалов президент лично увольнял высокопоставленных чиновников в связи с утратой доверия. К примеру, в 2023 году был уволен мэр Ташкента за плохую подготовку столицы к отопительному сезону.

Мирзиёев реформировал социальную сферу поддержки населения, здравоохранение, ЖКХ. Он даже отпустил политических заключенных, арестованных при Исламе Каримове.

Формально звучали призывы о соблюдении прав человека. Декларации о достоинстве жизни, правовом государстве и защите частного сектора часто провозглашались во время президентского срока Шавката Мирзиёева.

В международных отношениях началось одновременное сближение с Россией, Китаем, Южной Кореей, США и Афганистаном. После прихода к власти талибов* Узбекистан занял важную стратегическую позицию — стал посредником этой страны и мировых держав, которые заинтересованы в регионе. Узбекистан стал открытой для всех страной.

Наследие первого президента и «Новый Узбекистан»

Шавкат Мирзиёев проводил реформы плавно, хоть и масштабно. Отдавая дань уважения первому президенту Республики Узбекистан, он все дальше от него отдалялся. В риторике, действиях и ценностях это два разных политика. Мирзиёев обладал видением, которое он емко обозначил как «Новый Узбекистан». Это стратегия, которая позже материализовалась в книге «Современность и Новый Узбекистан». Для понимания того, каким видит Узбекистан его действующий президент, достаточно одной цитаты из книги Мерзиёева:

цитата

«Истина, прошедшая испытание историей, заключается в следующем: нация, способная изменить себя, превратить время в возможность, возможность — в достижение, достижение — в основу развития, — это великая нация.

Такая нация, вне сомнения, способна изменить жизнь, социальную среду и обязательно достигнет намеченной цели.

Для себя я считаю огромной честью и ответственностью быть лидером нации, живущей с такой великой верой, служить тому, чтобы люди были удовлетворены жизнью, реализации их чаяний и надежд».

Шавкат Мирзиёев. Фото: Imago / TASS

У реформ Мирзиёева есть своя философия. И для того чтобы воплотить свое видение в реальность, он провел в стране сначала конституционный референдум, а потом и досрочные президентские выборы. Это было началом полного разрыва с наследием Каримова и переходом к полноценной реализации планов Мирзиёева.

В новой конституции введены запреты на принудительный труд, смертную казнь. В ней зафиксирована неприкосновенность частной жизни и увеличены социальные гарантии, доступ к образованию и медицине.

Во время агитации за новый проект основного закона партии делали акцент именно на этом.

Были и политические изменения. Власть в городах была децентрализована, местное самоуправление получило больше полномочий. Нашлись и критики такого решения, которые считали, что поправки привели к обратному эффекту. Зато роль федерального парламента возросла, и он получил возможность влиять на состав правительства и назначение премьера. Хотя ключевые рычаги давления и управления все равно остались у президента.

И конечно, не обошлось без упора на рыночную экономику. Провозглашались защита частной собственности, поддержка предпринимательства. Государство брало на себя социальные обязательства перед гражданами, делало акцент на экологии, с которой в столице есть проблемы.

Закреплялись положения об узбекской культуре и языке, а также признавался особый статус Республики Каракалпакстан. В первом проекте конституции пропала строчка о суверенитете, что привело к уличным протестам и насилию. Президент позже сказал, что это была ошибка и республика сохранит свой статус.

Референдум увеличил полномочия президента с 5 до 7 лет, что позволило ему переизбираться. Хотя он мог дослужить свой текущий срок и лишь потом идти на выборы, президент решил сделать это сразу по итогам референдума. Мирзиёев победил и набрал по традиции больше 87%.

Узбекские эксперты и политологи рассуждали о возможности досрочных выборов в парламент на фоне изменений конституции, а также досрочных президентских выборов. Этого не произошло, зато началась плавная подготовка к парламентской кампании 2024 года.

Финальный этап грядущих реформ

Уже в это воскресенье в Узбекистане пройдут парламентские выборы, которые охватят как национальный, так и региональный уровень власти. Это будет финальный, третий этап в тихой революции Мирзиёева. Впервые в истории страны выборы будут проводиться по смешанной системе. Из 150 депутатов нижней палаты парламента 75 будут избираться по одномандатным мажоритарным округам, а остальные 75 — по пропорциональной системе, где голосуют за партии. Одновременно с парламентским состоятся выборы в областные, городские и районные законодательные органы (кенгаши).

Организация выборов — процесс масштабный: в них примет участие около 30 тысяч кандидатов, претендуя на местах на различных уровнях власти. Ожидается присутствие примерно 70 тысяч наблюдателей — как местных, так и зарубежных.

Избирательные участки откроются не только в Узбекистане, но и в 39 странах мира, включая Россию, где будет работать семь избирательных участков.

В ходе подготовки выборов также активно обсуждался этнический состав кандидатов. Согласно отчету ЦИК, среди кандидатов представлены 973 таджика, 588 казахов, 146 туркменов, 141 кыргыз и 67 русских, а также представители других национальностей. Акцент на этническом разнообразии вызвал дискуссии о том, насколько такой подход необходим и как он влияет на избирательный процесс. С одной стороны, Узбекистан впитывает в себя современные западные тренды — квотирование женщин, инклюзивность, особое внимание к мало представленным этническим группам. С другой стороны, в западных демократиях стремление учесть все национальности на выборах выглядело бы странно.

К участию в выборах допущено пять традиционных партий Узбекистана, хорошо известных своими программами. Это либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП), демократическая партия «Миллий тикланиш», Экологическая партия, Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) и партия «Адолат».

Наружная агитация хоть и появляется в узбекских городах, но кампанию можно назвать скорее тихой и даже спокойной. Причина тому — культура политической агитации в стране. В этом году оппоненты по выборам согласились соблюдать этический кодекс и вести агитацию по правилам общественной морали.

Выборы в Узбекистане. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Программы партий можно свести до ключевых тем, которые они отстаивают. УзЛиДеП во главе с президентом Шавкатом Мирзиёевым относится к правоцентристским партиям и выступает за частный сектор, бизнес, развитие предпринимательства. «Миллий тикланиш» больше сосредоточена на вопросах развития языка и преумножения узбекской культуры. НДПУ отражает левый спектр взглядов в политике Узбекистана. Ее задача — развивать социальные программы и меры поддержки населения. Партия выступает против приватизации ключевых предприятий в экономике. «Адолат» позиционируется как главная антикоррупционная партия, борющаяся с социальной несправедливостью. Экологическая партия лоббирует внедрение зеленых тарифов и выступает за возобновляемые источники энергии.

Особое внимание уделяется инклюзивности кандидатов на выборах. В парламент избирается 11 инвалидов, а в местные кенгаши — 605 человек с ограниченными возможностями. Кроме того, по закону не менее 40% кандидатов должны быть женщинами, что подчеркивает новый тренд в стране к гендерному равенству. В 2023 году в Узбекистане ввели административную ответственность за дискриминацию женщин.

Дебаты представителей партии прошли тоже спокойно. Это не Трамп против Харрис. Обсуждались проблемы урбанистики городов, экологии — одним словом, проблемы и то, как их можно и должно решать.

А вот о чем неоднократно говорили в публичном поле, так это о внимании российского общества к избиению школьника в узбекской школе № 188. Учительница побила ребенка за просьбу вести урок на русском языке. Урок проходил в классе, где преподавали литературу именно на русском. Учительница Озода Равшанова вела урок на двух языках — узбекском и русском. Когда один из учеников (татарин по национальности) попросил ее вести преподавание на русском, женщина начала дергать мальчика за ухо, бить ребенка головой о доску и наносить ему пощечины.

Директора школы уволили. Озода работала в качестве стажера, без документов. Ей назначили штраф в 6,8 млн сумов, что равняется примерно 51 тысяче рублей. Ситуация задела российских публичных лиц, в том числе представителя МИД России Марию Захарову. Был направлен запрос в Узбекистан для выяснений всех обстоятельств случившегося. В ответ вице-спикер Законодательной палаты Алишер Кадиров попросил Россию не вмешиваться во внутренние дела Узбекистана.

Хотя эта тема широко обсуждалась как в России, так и в Узбекистане, она не стала частью предвыборной программы. Ведь лейтмотив текущей кампании — будущее Узбекистана, и 27 октября партии попробуют дать свой ответ, что нужно их стране.

* Движение талибов признано террористической организацией и запрещено в РФ.